Как стало известно РБК daily, Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) совместно с ведущими издательскими домами подготовила пакет документов по изменению законодательства в области печатных СМИ. Речь идет, в частности, о том, чтобы повысить норму списания нереализованных тиражей с 10 до 30%. Эта мера поможет многим пострадавшим от кризиса изданиям остаться на плаву, утверждают участники рынка.
В 2009 году по инициативе ГИПП была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Минкомсвязи России, Роспечати, а также крупнейших издательских домов. Результатом совместной работы стал пакет документов по изменению законодательства, который был направлен в ключевые ведомства — Минкомсвязь и комитет Госдумы по информационной политике (копия предложений есть у РБК daily).
Издатели предлагают увеличить норму списания нереализованного тиража до 30%. Сейчас в соответствии с Налоговым кодексом она составляет 10%, в то время как, по мнению экспертов, процент списания печатной продукции в большинстве издательских домов существенно выше. Как пояснил президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev/«Интермедиагрупп» Виктор Шкулев, уровень списания зависит от типа издания. «У массовых изданий он составляет 5—15%, так как их тиражи и количество копий в одной торговой точке значительно выше, чем у нишевых, — комментирует г-н Шкулев. — При тиражных продажах в одной торговой точке можно эффективно регулировать остатки. Если же в одну торговую точку поставляется два экземпляра, то в случае непродажи одного из них уровень списания достигает 50%». В целом у нишевых изданий нереализованный тираж достигает 30—50%. Из этих показателей складываются конечные результаты. Продажи — это импульсный процесс, который зависит от погодных условий, сезона, тарифов на коммунальные услуги и других факторов. В таких условиях издателям достаточно сложно отрегулировать процесс так, чтобы нереализованные тиражи попадали в вилку 5—10%, предусмотренную законодательством, резюмирует Виктор Шкулев.
Даже существующей сейчас льготой в 10% зачастую воспользоваться не получается, утверждают эксперты. «Еще в 2002 году в НК была введена норма, фактически исключившая такую возможность. Она требует отражать доход «в объеме стоимости продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании». «Мы имеем право уменьшить налог на прибыль на 10%, однако в доходе мы должны отразить те же 10%», — поясняет финансовый директор ИД «Комсомольская правда» Элина Велиховская. Поэтому издатели просят исключить эту статью Налогового кодекса.
Кроме того, по сложившейся практике почти вся розница работает по договору купли-продажи, то есть по схеме обратного выкупа. Это значит, что обратный выкуп непроданного тиража трактуется законодательством как еще одна сделка, а не возврат нереализованной продукции, комментирует г-жа Велиховская. Издатели предлагают изменить законодательство таким образом, чтобы потери на выкупленную по договорам купли-продажи продукцию были включены в перечень расходов.