Доля спама в сетях операторов «большой тройки» — 8-10% от общего sms-трафика, подсчитали аналитики AC&M-Consulting, сообщают Ведомости.
Такой уровень держится последние два года, раньше спама в операторских сетях было значительно меньше, уточняет партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова.
А больше всего спам-номеров (номера, с которых рассылаются «мусорные» сообщения) в sms-центре «Вымпелкома», так как этот оператор предлагает sms-пакеты по самым выгодным ценам, считает она.
Представитель «Вымпелкома» в целом согласен с оценкой AC&M-Consulting, но оспаривает тезис о том, что в sms-центре этого оператора спам-номеров больше, чем у конкурентов: некоторые операторы продают sms-пакеты еще дешевле, уверен он.
«Вымпелком» же блокирует исходящие спам-рассылки при помощи специальных фильтров, рассказывает его представитель Елена Прохорова. Благодаря им объем спама, который поступает на номера абонентов, удалось радикально снизить: если в первые четыре месяца 2012 г. «Вымпелком» зафиксировал около 67 млн спам-sms, то за аналогичный период 2013 г. этот показатель составил всего 1,5 млн. Параллельно компания тестирует технологию SMS-Proof (даст возможность управлять спам-рассылками, поступающими из других сетей) и планирует доработать уже действующую услугу «Голосовой черный список» таким образом, чтобы блокировались не только звонки от нежелательных абонентов, но и sms-сообщения.
Официальный представитель МТС оценки AC&M-Consulting не комментирует. А близкий к МТС человек оценивает долю спама в сети оператора в 2-10% от общего количества sms. За последний год количество вредоносных sms-рассылок выросло почти вдвое, указывает он.
Пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова добавляет, что за первые четыре месяца 2013 г. компания заблокировала более 150 млн спамовых sms-сообщений с коротких и буквенных номеров. В начале этого года МТС начала блокировать массовые рассылки, чтобы «обезопасить клиентов, сократив до минимума количество вредоносного sms-спама, и оздоровить рынок sms-рекламы».
Абоненты «Мегафона» в 2012 г. получили около 9 млн спам-sms — в несколько раз больше, чем годом ранее, говорит пресс-секретарь компании Юлия Дорохина. Общий объем sms-трафика «Мегафона» она не раскрывает. Подавляющее число sms-сообщений были отправлены не с зарегистрированных телефонных номеров, а через так называемые виртуальные sms-центры, отмечает Дорохина.
По ее словам, в начале этого года «Мегафон» предпринял радикальные меры для ограничения спама — в частности, начал ограничивать прием и отправку сообщений от sms-центров, не имеющих привязки к реальным телефонным номерам. А чтобы у банков и других структур, использующих sms-информирование клиентов, сохранилась эта возможность, им теперь необходимо заключать прямой договор с оператором, объясняет Дорохина.
Количество жалоб на sms-спам за последнее время «существенно увеличилось», подтверждает представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС, фиксирует и пресекает распространение незаконной рекламы): по его словам, ведомство буквально «завалено» ими. ФАС изучает каждое такое письмо и старается решать проблемы через операторов, говорит собеседник «Ведомостей». О большом количестве жалоб на спам рассказывает и представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая.
Сейчас операторы не имеют права самостоятельно фильтровать sms-сообщения и отказываться от их доставки, даже если у них есть сведения о том, что это спам, объясняет она. Проект нового закона «О связи», который сейчас готовит министерство, даст им такую возможность, говорит Осадчая, уточняя: согласованных с абонентами рекламных рассылок ограничения не коснутся. Если операторам разрешат фильтровать sms-почту, это может минимизировать количество спам-сообщений до 1-2% от общего объема трафика, оценивает гендиректор информационно-аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков.