Московский метрополитен должен был завершить прием заявок на участие в аукционе по созданию WiFi-сети для пассажиров, объявленном в июне 2013 г.
Представители метрополитена и московской мэрии не смогли сказать, есть ли заявки. Но большая четверка крупнейших российских операторов — МТС, «Вымпелком», «Мегафон» и «Ростелеком» — не стали их подавать, говорят близкие к ним источники, сообщают Ведомости.
Представители операторов это подтвердили. Сотрудники МТС, «Вымпелкома» и «Ростелекома» считают участие в аукционе экономически нецелесообразным. Не проявили интереса к конкурсу метрополитена и другие операторы и строительные организации, представителей которых опросили «Ведомости».
Две предыдущие попытки метрополитена выбрать оператора WiFi-сети, предпринятые в начале 2013 г., провалились: желающих заняться проектом не нашлось. Тогда метрополитен предлагал операторам построить заодно с сетью для пассажиров и сеть для технологических нужд метро: победитель должен был потратить на это не менее 1,3 млрд руб., а весь проект опрошенные «Ведомостями» операторы и московские чиновники оценивали в 5-7 млрд руб. Взамен метрополитен обещал операторам скидку по платежам за аренду площадей, а также скидку по единоразовому платежу за допуск сотрудников в перегоны метро — примерно 1/3 от базового тарифа. Но операторы заинтересованы в полной отмене разовых платежей и снижении арендной ставки на 20-30%, рассказывал «Ведомостям» менеджер одной из телекоммуникационных компаний.
Условия нового аукциона не налагают на победителя обязанности строить технологическую сеть. Но на этот раз метрополитен не предложил участникам и никаких скидок или льгот — победитель конкурса должен ежемесячно платить метрополитену за аренду площадей для размещения WiFi-роутеров (стартовая цена — 1348,55 руб. за место без учета НДС), а затем еще бесплатно обслуживать пассажиров, возмущаются менеджеры двух компаний связи. Никакого смысла делать это операторам нет: им интересно развивать в метро параллельно с WiFi платные услуги связи, например сотовой, говорит один из них. А условия, которые предложил метрополитен, позволяют зарабатывать, либо распространяя платный медиаконтент, либо транслируя рекламу на мобильные устройства пассажиров, рассуждает он. Такая схема подошла бы медиакомпании или рекламному агентству, но не компании связи.
В июне 2013 г. и. о. руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры московского правительства Максим Ликсутов, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы», не исключил, что часть линий метро будет оснащена WiFi к концу 2013 г. Но если нынешний аукцион, итоги которого метрополитен должен подвести 26 июля, сорвется, как и предыдущие, то без авральных мер к этому сроку не успеть, уверен менеджер одного из операторов.
С лета 2011 г. наружную рекламу в метро эксклюзивно размещает компания «Авто селл», аффилированная с автоторговым холдингом «Гема». Ее гендиректор Злата Кривонос сообщила, что ни сама компания, ни родственные ей структуры не предоставляют доступ в интернет в метро по технологии WiFi в обмен на просмотр рекламы. В конкурсе «Авто селл» также не участвует.
В обмен на просмотр рекламы сейчас можно бесплатно пользоваться московской сетью «Вымпелкома», в которой насчитывается около 11 000 точек доступа. Доходы от рекламной деятельности оператор не раскрывает.
Опрошенные «Ведомостями» представители рекламных агентств затруднились оценить эффективность бизнес-модели, предполагающей, что пассажиры смотрят рекламу в бесплатной WiFi-сети. Качество мобильного доступа в интернет в московском метро оставляет желать лучшего, а как будет работать WiFi, который станет использовать те же подземные сотовые сети, остается только гадать, отмечает один из них. Сейчас в перегонах сотовая связь постоянно прерывается и вряд ли рекламодатель захочет, чтобы его ролик прервался на середине, добавляет он.