Рекламу на транспорте могут запретить. В парламент внесли законопроект, в котором предлагается ввести это ограничение, чтобы улучшить внешний вид транспорта, а также снизить количество ДТП. Однако в профильном комитете не считают внесение таких изменений необходимым, сообщает Коммерсантъ.
Всю рекламу на городском электро- и автотранспорте необходимо запретить, считает первый заместитель главы комитета по вопросам транспорта и связи народный депутат Константин Бондарев ("Батькивщина"). Законопроект с такими предложениями он внес в Верховную раду во вторник. "Ко мне поступили жалобы от жителей Киева и области относительно большого количества рекламы на общественном транспорте",— пояснил он "Ъ".
Реклама на транспорте может быть причиной ДТП, так как она отвлекает внимание участников дорожного движения, говорится в пояснительной записке к документу. Правда, доказательств этого утверждения господин Бондарев привести не смог. А в официальной статистике ГАИ реклама не входит в перечень основных причин аварий (на первом месте среди них — превышение скорости и нарушение правил маневрирования). Кроме того, реклама портит внешний вид самого транспорта. "Сейчас наружная реклама нанесена так, что остается свободным только лобовое стекло водителя",— утверждает автор законопроекта. В действующих правилах рекламу запрещено наносить только на стеклянные поверхности транспорта, если она мешает беспрепятственному обзору из салона.
Примечательно, что в законопроекте сделано исключение для рекламы в метро. Константин Бондарев пояснил это тем, что жалобы якобы не касались метрополитена. При этом именно на рекламу в метро приходится около 60% всей транспортной рекламы, отмечает глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2012 году объем транспортной рекламы (включает не только подвижной состав, но и рекламные конструкции на путепроводах, мостах, а также рекламу в зданиях вокзалов и аэропортов, в вагонах поездов и тому подобное) составил 120 млн грн. Запрет в случае его введения отразится и на поступлениях в бюджеты городов. Например, в Киеве поступления от рекламы на транспорте в прошлом году составили около 150 тыс. грн.
За последние пять лет это первая инициатива полного запрета наружной рекламы на транспорте, отмечает господин Биденко. По его мнению, причины для этого надуманные. "Например, в ЕС, где достаточно жесткие ограничения для рекламы, ее размещение на транспорте никто не запрещает. Более того, реклама на этих носителях обычно самая креативная",— добавляет он.
Поддержат ли законопроект в парламенте — пока также под вопросом. "Я обсудил этот документ с народными депутатами из других фракций и в профильных комитетах. Они относятся к этой инициативе положительно. Думаю, что законопроект будет принят",— заявил господин Бондарев. Но первый заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам свободы слова и информации Елена Бондаренко (Партия регионов) утверждает, что с представителями ее комитета этот документ не обсуждали. По ее мнению, существующих ограничений на размещение наружной рекламы на общественном транспорте достаточно. "Я считаю, что у нас причиной ДТП является не реклама на транспорте, а невнимательность водителей, которые позволяют себе, например, говорить по мобильному телефону или курить за рулем. Говорить о вине рекламы в ДТП — это то же самое, что обвинять вахтершу общежития в том, что студентка забеременела",— отмечает госпожа Бондаренко. По ее словам, она будет голосовать против принятия этого законопроекта.