Минспорта включило соответствующие положения в направленный в правительство пакет поправок ко второму чтению законопроекта о ЧМ-2018, сообщают Известия. Согласно одному из новых пунктов будущего закона, в период соревнований, а также жеребьевок (за два дня до предварительной или окончательной жеребьевки и до дня, следующего за ее окончанием) «допускается размещение рекламы средств индивидуализации производителей вина, шампанского, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламы средств индивидуализации производимых ими товаров».
Правда рекламировать можно лишь название продукции или компанию, а производитель должен быть партнером ФИФА. Размещение такой рекламы осуществляется в местах проведения мероприятий.
При этом, как записано в проекте, «в дни проведения мероприятий осуществление торговой деятельности на территории стадиона и на других официальных площадках проведения мероприятий, а также в радиусе 2 км вокруг них может проводиться только с одобрения FIFA или назначенных лиц FIFA».
В Министерстве спорта поясняют, что эти поправки направлены на выполнение правительственной гарантии о создании на всех стадионах и других официальных площадках, а также в радиусе 2-километровой от них зоны ограниченной рекламной и торговой деятельности. В оргкомитете «Россия-2018» «Известиям» пояснили, что пока у ЧМ-2018 есть всего один алкогольный спонсор — компания Anheuser‐Busch InBev, производящая пиво Budweiser.
Таким образом, если указанные поправки будут приняты, то на ЧМ-2018 станет возможна продажа и реклама спиртного на стадионах — это сегодня в России запрещено законами о госрегулировании алкоголя и «О рекламе».
В Госдуме «Известиям» пояснили, что прежде чем FIFA сможет самостоятельно решать вопрос с продажей и рекламой спиртного на ЧМ, необходимо будет внести поправки в отечественное законодательство. Но предлагаемое изменение законов парламент вряд ли утвердит, считает зампред комитета по экономической деятельности и предпринимательству Виктор Звагельский.
— Действующий закон имеет более высокую юридическую силу, чем правительственные нормативные акты и правительственные гарантии, — отмечает Звагельский. — Если существуют правительственные гарантии, нужны поправки в отраслевые законы. Это обычная практика, опробованная в ряде европейских стран, проводивших финалы Лиги чемпионов. Правда, я сомневаюсь, что необходимые поправки дойдут до рассмотрения. Будет много проблем со стороны производителей алкоголя, не являющихся партнерами FIFA. Если делать исключения для тех, кто сотрудничает с организаторами ЧМ, то возникает недобросовестная конкуренция.
Депутат отметил, что проблемы появятся и в том случае, если игроки будут выступать в майках с логотипами алкогольных брендов.
— Это не подпадает под запрет рекламы алкоголя, но во время трансляций логотипы покажут по телевидению, — пояснил собеседник издания.
Появление спиртного на стадионах и рядом с ними в виде рекламы или продукции недопустимо, считает член совета Гильдии маркетологов Николас Коро.
— Спорт не сочетается с алкоголем и табаком, — говорит эксперт. — Но мы вновь оказываемся в ситуации, когда кто-то может быть правее других.
Разрешение имеющим контракты с FIFA производителям размещать рекламу алкоголя и саму продукцию на территории России — по меньшей мере неэтично. Это оскорбительно для российских производителей.
Производители отечественного пива считают, что не нужно делать исключений для ЧМ, лучше разрешить рекламу и продажу напитка на стадионах на постоянной основе.
— Сейчас мы не являемся коммерческим партнером FIFA, а в будущем — кто знает, — говорит представитель Efes Rus Кирилл Болматов. — Футбольные болельщики традиционно любят пиво. Мы считаем, что лучше дать им возможность употреблять пенный напиток на стадионе, чем побуждать пить перед матчем или проносить с собой водку. Реклама пива на стадионах точно попадает в целевую аудиторию, поэтому в ней нет ничего криминального. Лучше, чтобы продажа и реклама пива на стадионах были не исключением, а правилом.
Кстати, вопрос о возвращении пенного напитка на стадионы уже поднимался на уровне правительства. Осенью прошлого года «Известия» рассказывали, что Росалкогольрегулирование предлагало разрешить продажу пива не крепче 5% на спортивных объектах, но только при оказании услуг общественного питания.