Госдума приняла в среду в первом чтении законопроект, который запрещает иностранцам контролировать исследования телеаудитории в РФ.
Документ, внесенный депутатом от ЛДПР Андреем Луговым, вводит госаккредитацию на проведение исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) и в том числе обязывает рекламодателей учитывать результаты такого мониторинга.
В ходе дискуссии автор инициативы не скрывал, что законопроект хотя и регулирует экономическую сферу, имеет политический смысл.
Луговой, в частности, напомнил, что сам ведет передачи на ряде каналов и отслеживает их рейтинги. "Я убедился, что, оказывается, рейтинг тех или иных каналов или передач - неважно, развлекательных, политических, - складывается главным образом не по регионам, а по Москве", - констатировал он.
"Более того, я бы акцент в этом законопроекте ставил с политической точки зрения, а не с экономической", - продолжил депутат. По его мнению, "неправильно, когда в такой огромной стране рейтинг предпочтений российских зрителей относительно тех или иных передач составляют западные компании, которые еще в 1990-х годах, по сути дела, монопольно захватили этот рынок за счет имеющихся у них ресурсов и как хотят, по сути дела, диктуют условия и телеканалам, и рекламодателям".
Кроме того, "так называемые специальные приборы, которые они ставят в квартирах обычных граждан, они всегда могут ставить, исходя из собственных предпочтений". "А мы должны быть уверены в правильности действий организаций, которые занимаются измерениями", - предупредил Луговой. "Поэтому предлагается не просто запретить участие западного капитала до 20%, но и аккредитовывать эти организации, чтобы российский гражданин не находился под влиянием западной компании - то, что мы наблюдаем через социальные сети, через интернет и так далее", - заключил он.
Поправки предлагается внести в законы о СМИ и рекламе. Они, в частности, предполагают, что государственная аккредитация на проведение исследований телеаудитории может быть получена несколькими организациями, количество которых определяется специальной комиссией. При этом оговаривается, что "иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юрлицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%, не вправе выступать аккредитованной организацией".
В тексте отдельно отмечается, что "не допускается установление иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами РФ, имеющими гражданство другого государства, любых форм контроля над аккредитованной организацией". Государственная аккредитация, по замыслу Лугового, предоставляется сроком на один год с возможным продлением.
Поправки также регламентируют все основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов, среди которых перечисляются глобальность и непрерывность, единство методов сбора, обработки, хранения и распространения данных, обеспечение полноты, актуальности и достоверности информации, соблюдение российского законодательства. Предполагается, что аккредитованная организация проводит свои "замеры" в отношении объема телеаудитории передач, распространяемых в любых средах вещания, а также в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
Контролировать деятельность аккредитованной организации будет Роскомнадзор. Аккредитованная организация обязана ежегодно представлять отчет о проведенных исследованиях, а также публиковать его на своем официальном сайте в интернете. Одновременно оговаривается порядок отзыва госаккредитации, в том числе в случаях неустранения нарушений и непредставления в Роскомнадзор ежегодного отчета о проведенных исследованиях.