Девятый арбитражный апелляционный суд вынес решение, которое может повлиять на исход войны поставщиков и торговых сетей за рекламные бонусы. Он постановил взыскать с ритейлера Metro Cash & Carry 205 млн рублей в пользу рыбного поставщика «СК «Торговля», сообщают Известия.
Суд посчитал неосновательным обогащением платежи по обязательным дополнительным договорам о рекламировании ритейлером продукции поставщика. Об этом «Известиям» сообщил гендиректор и владелец CК «Торговля» Алексей Гофман. Решение суда вступило в силу, но представители торговой сети считают его незаконным и перечислять средства не намерены.
Суд постановил взыскать с Metro Cash & Carry 166 млн рублей неосновательного обогащения и 38,9 млн рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. В мае 2014 года СК «Торговля» подала иск в столичный арбитраж против Metro Cash & Carry (входит в немецкий холдинг Metro AG) иск на сумму 207 млн рублей. Поставщик обвинил ритейлера в нарушении закона «О торговле» и создании дискриминационных условий по поставкам — к договору поставки обязательно заключался договор возмездного оказания услуг.
Он гарантировал сети дополнительные выплаты за рекламу продукции поставщика в проспектах и журналах магазинов, а поставщику — продвижение его продукции. Однако как таковой рекламы не было, говорит исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов (СК «Торговля» пользовалась организационной и юридической поддержкой отраслевых лоббистов). При этом вознаграждение поставщика могло превышать допустимый законом «О торговле» бонус в 10%, отмечает он.
На данный момент оглашена только результативная часть решения суда.
— Мотивировочной части дела пока что нет. Она будет не ранее чем через 10 дней. Нам пока что неизвестны аргументы суда. Решение суда вступает в силу сразу, правда, срок выплаты Metro Cash & Carry не установлен. Если компания откажется добровольно перечислять средства, то будет возбуждено исполнительное производство, его срок составит 60 дней, при этом пристав сможет наложить арест на счета и имущество предприятия в рамках исполнения решения суда, — пояснил Аронов. — Единственное, суд отказался взыскать с Metro оставшиеся 2 млн рублей, посчитав, что это рыночная стоимость оказанных компанией услуг.
— Мы считаем данное судебное решение незаконным и, безусловно, будем его обжаловать. Денежные средства на основании этого судебного решения перечислять не планируем, — заявила «Известиям» руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева.
Поставщики борются с ритейлером еще с 2010 года. Тогда была подана первая жалоба в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В декабре 2011 года ФАС вынесла решение в пользу участников рыбного рынка, признав, что нельзя увязывать стоимость услуг по продвижению продуктов с товарооборотом. К 2014 году дело об оспаривании наложенных на Metro штрафов ФАС (126 млн рублей) дошло до Верховного суда, который признал правоту ФАС, но затем судебный цикл был возобновлен, и суды по этому поводу длятся до сих пор: первая инстанция в начале 2015 года и вторая 16 июля 2015 года встали на сторону Metro C&C и признали штрафы ФАС незаконными.
С переменным успехом для обеих сторон сейчас также идет дело между Metro и ЗАО «Русская рыбная компания» (РРК). Как следует из материалов дела, ритейлер должен был размещать рекламные материалы о товарах на страницах журналов и листовок ответчика и осуществлять рекламу его товаров в ходе специальных рекламных акций. Здесь объем компенсаций куда скромнее: 7,8 млн за необоснованное денежное обогащение и 2,2 млн — проценты за пользование чужими денежными средствами. Первые две инстанции остались за РРК, кассацию в марте 2015 года выиграла Metro, и дело направлено снова в первую инстанцию, московский арбитраж.
Следующее заседание назначено на 2 сентября 2015 года.
— В 2010 году был принят закон «О торговле», который внес некоторые ограничения в отношения между поставщиками и торговыми сетями. В том числе он уменьшил размер бонусов от объема закупок на продукты питания до максимальных 10%. Metro этот закон игнорировала и нашла способ сохранить прежнюю систему путем оказания маркетинговых услуг, взимая плату на них от объема закупок. Это создало дискриминацию, что и признала ФАС, — рассказывает президент Рыбной ассоциации Виталий Корнев.
Его коллега Алексей Аронов надеется, что подобный прецедент станет поводом для поставщиков не только Metro, но и других крупных сетей вернуть свои средства, потерянные из-за дискриминации.
Объем претензий может составить 10 млрд рублей и даже больше, особенно если к рыбным поставщикам присоединятся поставщики других продуктов, грозит Аронов.