ГОСТ, регулирующий правила размещения наружной рекламы на дорогах и в городах, будет обязательным с марта 2016 г., такое решение было принято во вторник на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, рассказали «Ведомостям» два чиновника. К концу года в ГОСТ должны быть внесены изменения, которые смягчили бы его нормы.
«Во вторник на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака обсуждался проект постановления правительства, согласно которому ГОСТ будет обязательным с марта 2016 г., к этому времени в ГОСТ необходимо внести изменения, которые бы смягчили его нормы», - сказал Ведомостям чиновник, присутствовавший на совещании.
Представитель Козака подтвердил «Ведомостям», что вопрос ГОСТа обсуждался на этом совещании у вице-премьера.
В среду на сайтах Росстандарта и Минпромторга были опубликованы разъяснения о добровольности применения ГОСТа. Текст разъяснений ничем не отличается от разъяснений Росстандарта, опубликованных весной. Повторно опубликовать разъяснение было решено после совещания у Козака, сказал «Ведомостям» источник, присутствующий на совещании.
ГОСТ был разработан в 2003 г., участники рынка неоднократно говорили о том, что его правила невозможно выполнять. В конце прошлого года проблема ГОСТа стала критичной для операторов наружной рекламы. Тогда участники рынка столкнулись с массовыми исками от ГИБДД. Если сотрудники инспекции обнаруживали рекламные щиты, которые установлены не в соответствии с ГОСТом, они требовали через суд снести их и оплатить штраф. В ситуацию был вынужден вмешаться мэр Москвы Сергей Собянин. В письме к первому вице-премьеру Игорю Шувалову он предупредил, что ГОСТу не соответствуют 90% установленных в столице рекламных конструкций и их снос грозит миллиардными убытками городскому бюджету.
После этого обращения на межведомственном совещании у Шувалова было принято решение о том, что пока ГОСТ носит добровольный характер, но в него требуется внести корректировки, напомнил представитель первого вице-премьера. "Поправки в ГОСТ будут разработаны и внесены в начале следующего года, до этого времени органы власти и участники рынка должны исходить из того, что ГОСТ носит добровольный характер", - сказал он. На том же совещании было дано поручение Минпромторгу дать разъяснения о добровольном характере применения ГОСТа.
Но разъяснения Росстандарта не решают проблему ГОСТа - ГИБДД продолжает требовать сноса щитов, говорят «Ведомостям» руководители нескольких операторов. Топ-менеджеры указывают, что суды не принимают разъяснение Росстандарта. В частности, в Московском арбитражном суде проиграл иск оператор «Расвэро», который прикладывал разъяснение Росстандарта о добровольном характере ГОСТа. С аналогичной проблемой сталкиваются и операторы в регионах. На совещании в Торгово-промышленной палате Нижнего Новгорода о том, что проблема с исками от ГИБДД до сих пор не решена, говорили и операторы из регионов, в частности из Санкт-Петербурга, Ярославля, Томска, Саранска, Екатеринбурга и т. д.
В разъяснениях Минпромторга и Росстандарта о добровольности ГОСТа есть ряд противоречий. Например, костромское подразделение Росстандарта в рамках ответа на запрос суда поясняло (копия ответа есть в распоряжении «Ведомостей»), что в нормах, прописанных в техническом регламенте Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», при отсутствии международных и региональных стандартов необходимо руководствоваться национальными стандартами. В России единственный такой стандарт — это ГОСТ 52044-2003, то есть ГОСТ обязателен к исполнению.
Ранее и Минпромторг в ответе Московской торгово-промышленной палате указывал, что ГОСТ обязателен для исполнения операторами, работающими в Москве, поскольку эти требования являются частью конкурсной документации, в соответствии с которой правительство Москвы проводило в 2013–2014 гг. аукционы среди операторов. В департаменте СМИ и рекламы Москвы настаивают на том, что ГОСТ носит добровольный характер. "Рекламные конструкции, размещенные в городе, безусловно, соответствуют всем требованиям в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей. Тем самым они полностью соответствуют требованиям законодательства", - сказали "Ведомостям" в пресс-службе департамента.
В ГИБДД же продолжают придерживаются позиции, что ГОСТ по наружной рекламе обязателен к исполнению. «Применение стандарта носит обязательный характер, поскольку он направлен на обеспечение безопасности дорожного движения», - сказали в пресс-службе главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел в ответ на запрос «Ведомостей».
Представитель инспекции также сослался на закон «О техническом регулировании» и Технический регламент Таможенного союза, согласно которым нормы ГОСТа обязательны к исполнению.