С таким предложением выступил один из депутатов Госдумы. Он внес в Госдуму два законопроекта. Один вводит термин "негативная реклама". А другой ограничивает ее применение, сообщает Российская газета.
Оба документа сейчас готовятся в первому чтению. Как поясняет сам автор, инициатива вызвана тем, что "в повседневной жизни человека постоянно окружает негативная информация, постоянный поток трагических новостей в СМИ, рекламные листовки с информацией о различных заболеваниях".
Причем, по его словам, встречается пугающая реклама порой в самых неожиданным местах: "о вреде алкоголя - в лифте, о последствиях несоблюдения правил дорожного движения - на двери жилого дома, об опасности венерических заболеваний - на детской площадке. Сопровождается подобная реклама красочными тематическими картинками". Безусловно, такие невеселые картинки призваны отталкивать нас от чего-то плохого. Однако они вовсе не обязаны при этом раздирать нам душу.
"Избыточность негативной рекламы в нашей жизни очевидна, - полагает автор проекта. - Под воздействием подобной информации у человека может развиваться депрессия, навязчивые состояния, что в свою очередь может приводить к ослаблению организма. Человек с подавленным эмоциональным состоянием больше подвержен риску простуд и заболеваний. Особенно это касается беременных женщин и детей. Необходимо оградить их от мыслей о смерти, инвалидности и суициде".
Поэтому первый проект предлагает дополнить закон о рекламе пунктом, что "реклама, которая содержит сведения об угрозе жизни и здоровью человека или возможности получения инвалидности, должна размещаться в местах, непосредственно связанных с источниками такой угрозы". Иными словами, табличка "Осторожно, злая собака" должна висеть именно на той калитке, за которой сидит пес. И - нигде иначе. А фотографии искореженных машин в лужах крови должны быть там, где можно так разбиться. На пешеходных же путях о том лучше не вспоминать.
Сразу надо сказать, что предложение вызвало споры. Кто-то считает, что проблемы нет. Кому-то кажется: мол, если не предупреждать об опасном, как же тогда жить? Правоведы же задались вопросом: о какой, собственно, рекламе идет речь? У нас есть просто реклама и социальная реклама. Одна пытается нам что-то продать, другая - разбудить в нас разумное, доброе, вечное или хотя бы спасти наши жизни. Пугать может и та, и другая реклама, но что конкретно автор имел в виду?
После этих вопросов в Госдуме появился еще один законопроект, устанавливающий понятие негативной рекламы. Документ вносит в статью N 3 Закона "О рекламе" пункт под номером 13, что уже само по себе символично. В нем говорится, что негативная реклама - это реклама, содержащая сведения об угрозе жизни и здоровью человека или возможности получения инвалидности.
"Не подвергая сомнению важность социальной рекламы, необходимо понимать, что она должна быть к месту: о важности соблюдения правил дорожного движения - на территориях, прилегающих к дорогам; о различных заболеваниях - в медицинских учреждениях; о вредных свойствах отдельных товаров - на их упаковке", - полагает автор проекта. Проще говоря, не стоит кричать про ужасы нашей жизни на каждом углу. Как сказано в пояснительной записке, принятие законопроекта позволит высвободить место для позитивной рекламы, которая бы "позволила нашим гражданам сосредоточиться на положительных эмоциях, повысить работоспособность и стать более доброжелательной нацией".
"Естественно, наиболее эффективная реклама о вреде табакокурения - ее я тоже отношу к негативной рекламе, - та, что размещена на пачках сигарет, - рассказал журналистам автор проекта. - Но вряд ли такая реклама будет полезной, если постоянно напоминать о вреде курения, - человек будет находиться в состоянии постоянных угроз, с утра до вечера ему будут напоминать, что он смертен.
К примеру, я еду в лифте с ребенком, где мне объясняют о вреде сигарет. Ну зачем моему ребенку в лифте смотреть на рекламу о вреде сигарет? В лифте, наверно, надо размещать табличку о том, что лифт прошел проверку такого-то числа и не несет угрозы для жизни. Это было бы справедливо. Доходит до абсурда: гуляя с тем же ребенком на детской площадке, читаешь под видом социальной рекламы предупреждения об опасности венерических заболеваний".
Кстати
Еще один законопроект, внесенный в Госдуму, предлагает разрешить употреблять в рекламе слова "лучший, превосходный, совершенный", если такие сравнения не порочат другие товары. По замыслу, такое правило можно будет применять по результатам различных выставок и конкурсов, где товары были как-то отмечены. Как поясняют авторы проекта, сегодня часто правоприменители требуют выбросить из рекламы слова "лучший", "абсолютный", "первый", "единственный", "номер один", считая их некорректными сравнениями.