Собянин направил Медведеву письмо, в котором просит приостановить действие ГОСТа, регулирующего размещение наружной рекламы в Москве, до его изменения. Этот вопрос вынесен на совещание у вице-премьера Игоря Шувалова, рассказал Ведомостям московский чиновник.
Представитель секретариата Шувалова подтвердил: на следующей неделе планируется совещание, где будут обсуждаться требования к рекламным конструкциям.
Ранее с аналогичной просьбой в правительство обратился губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
С 2006 г. действуют поправки к закону «О рекламе», требующие, чтобы все рекламные конструкции соответствовали техническому регламенту. А вот самого регламента до сих пор нет, поэтому к рекламным конструкциям применяются требования ГОСТ Р 52044-2003 («Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений»). Однако этот ГОСТ был разработан еще раньше, в 2003 г., и сейчас его требования сильно устарели, неоднократно жаловались операторы наружной рекламы.
«Мы обратились в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в ГОСТ», – сказал вчера «Ведомостям» руководитель московского департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Сейчас более 90% конструкций в Москве не соответствуют требованиям ГОСТа, говорит он.
В частности, ГОСТ запрещает размещать наружную рекламу на расстоянии менее 5 м от края автомобильной дороги. Одно это «делает невозможным размещение рекламных конструкций <...> в пределах Третьего транспортного кольца», говорится в письме Собянина. Также запрещено устанавливать щиты формата 3 х 6 м ближе чем за 100 м от дорожного знака или светофора, но и это требование сплошь и рядом нарушается. «В пределах МКАД нет автомобильных дорог, где плотность расстановки знаков дорожного движения и светофоров составляла бы <...> более 100 м», – пишет Собянин. Он сообщает премьеру о независимых исследованиях, которые проводятся сейчас и призваны подтвердить, что установленные вдоль московских дорог рекламные конструкции не угрожают безопасности водителей. Кто проводит эти исследования, в письме не уточняется.
Массовые проверки рекламных конструкций на соответствие ГОСТу начались только в конце прошлого года – после того, как в августе 2014 г. была создана правительственная комиссия по безопасности дорожного движения во главе с Шуваловым. Она-то и поручила местным властям проследить за исполнением требований ГОСТа. «Мы получили от правительственной комиссии письмо, согласно которому нам необходимо привести все рекламные конструкции в Москве в соответствие с ГОСТом», – говорит и Черников. Ему непонятно, почему такое решение было принято только после того, как Москва провела аукционы на размещение наружной рекламы. «Если следовать ГОСТу, то в Москве можно полностью отказаться от размещения рекламных конструкций», – пожимает плечами Черников.
Если из-за проблем с ГОСТом операторы лишатся части щитов в Москве, это еще больше осложнит их экономическое положение. За последние два года департамент СМИ и рекламы Москвы заново перераспределил между операторами все места под наружную рекламу в городе.
Операторы, победившие в аукционах, согласились заплатить городу 100 млрд руб. за 10 лет – это в 6 раз больше того, что город зарабатывал на наружной рекламе раньше. В результате операторы были вынуждены серьезно поднять цены на размещение и потеряли часть рекламодателей. С прошлой осени они почувствовали и кризис на рекламном рынке. Один из шести победителей аукционов – «Никэ» – вовремя не нашел деньги для оплаты рекламных поверхностей, и договор с ним был расторгнут. «Никэ» объяснял свою финансовую несостоятельность как раз тем, что по не зависящим от него причинам не смог установить конструкции примерно на трети мест, выигранных у города.
Формально за соблюдением требований к рекламным щитам следит ГИБДД. После того как правительственная комиссия поручила регионам проверять рекламные конструкции на соблюдение ГОСТа, участились случаи обращения ГИБДД в суд с исками к операторам наружной рекламы. Они требуют демонтировать конструкции, которые не соответствуют ГОСТу, и заплатить штраф. В частности, такие иски поданы к ТРК, «Расвэро» и Russ Outdoor. «Ситуация начинает принимать массовый характер», – говорит Черников.
Вице-президент по работе с госорганами оператора наружной рекламы Gallery Константин Рубан подтвердил «Ведомостям», что компания получала подобные предписания, но в незначительном количестве. По его словам, Gallery поддержит инициативу Собянина приостановить действие ГОСТа до тех пор, пока он не будет скорректирован. «Рынок наружной рекламы готов принять обоснованные изменения в ГОСТе и привести конструкции в соответствие с новыми безопасными стандартами», – уверен он.
Как раз сейчас судится с управлением ГИБДД оператор наружной рекламы «Расвэро». Претензии ГИБДД вызвал щит на Садовом кольце. По словам заместителя гендиректора «Расвэро» Сергея Леонова, у компании было несколько аналогичных дел, которые рассматривали мировые судьи, и каждый раз они вставали на сторону ГИБДД. На сей раз дело рассматривает московский арбитражный суд. Если оно тоже будет проиграно, «Расвэро» начнет переговоры с департаментом СМИ и рекламы и рассчитывает, что стоимость аренды этого места будет вычтена из последующих платежей департаменту, говорит Леонов.
После того как в большинстве крупных городов были проведены торги на размещение рекламы, ГОСТ вступил в противоречие со схемами размещения, утвержденными местными властями, говорит управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев. «ГОСТ мешает работать операторам, а это создает риск недополучения доходов в городские бюджеты», – предупреждает он. Рекламные конструкции, размещенные с нарушением требований ГОСТа, есть у всех операторов, в том числе и у Russ Outdoor, говорит Ткачев. Но выдача предписаний о демонтаже рекламы зачастую является элементом «административного давления на бизнес или недобросовестной конкурентной борьбы», считает он. «Мы рады, что правительство Москвы обратило внимание на наболевшую проблему, и надеемся, что ГОСТ скоро перестанет быть средством ситуативного давления на бизнес», – говорит Ткачев.