В апреле Mail.Ru Group заплатила за очередные 12% «ВКонтакте» 12,43 млрд руб., предоставив продавцу также опцион на покупку 100% HeadHunter.ru, указала группа в своей финансовой отчетности, сообщает РБК Daily.
Чистая стоимость опциона была оценена в 200 млн руб., но он так и не был реализован. Таким образом, на день закрытия сделки — 4 апреля — вся «ВКонтакте» была оценена в 103,583 млрд руб., или $ 2,917 млрд.
Продавцом 12% выступила Bullion Development Ltd, бенефициаром которой был гендиректор «МегаФона» Иван Таврин. О том, что, выкупив у нее 12% «ВКонтакте», Mail.Ru Group увеличит свою экономическую долю в самой популярной российской соцсети с 39,99% до почти 52%, было объявлено еще в марте. При этом Mail.Ru Group не получила контроля над сетью, поскольку в совете директоров у нее только половина голосов.
Таврин стал совладельцем «ВКонтакте» в декабре 2013 года, выкупив 12% у одного из основателей сети, Павла Дурова. При этом Таврин, как утверждает его знакомый, вел переговоры с Дуровым о покупке его доли еще в 2010 году, перед IPO Mail.Ru Group. Предприниматель, который в 2009‑м стал партнером Алишера Усманова по телевизионному бизнесу, тогда рассчитывал оперативно перепродать этот пакет готовящейся к выходу на биржу интернет-компании, чьим основным акционером является как раз Усманов. Таврин, настаивает другой его знакомый, несколько лет назад получил опцион на выкуп доли Дурова, которым и воспользовался в конце прошлого года. Такой опцион мог появиться у Таврина в 2012 году, полагает источник, близкий к основателям сети. Сам Таврин не ответил на запрос РБК.
Предыдущая официальная оценка «ВКонтакте» датируется июлем 2011 года, когда Mail.Ru Group за $111,7 млн приобрела очередные 7,44% соцсети, доведя свою долю до 39,99%. Таким образом, вся «ВКонтакте» тогда была оценена в $1,501 млрд. Получается, с того момента сеть подорожала почти вдвое.
Согласно отчетности Mail.Ru Group, в 2013 году «ВКонтакте» получила выручку в 3,825 млрд руб. и операционный убыток в 137 млн руб. Получается, в ходе апрельской сделки соцсеть была оценена в 27 прошлогодних выручек. У других интернет-компаний этот мультипликатор существенно ниже: Avito.ru — 26, Facebook — 19, Mail.Ru Group — 9,5, «Яндекс» — 8,6 (данные, исходя из которых РБК сделал этот расчет, см. во врезе).
С российскими интернет-компаниями «ВКонтакте» можно сопоставить и по стоимости одного пользователя. В марте этого года всероссийская ежедневная аудитория «ВКонтакте», по данным TNS Russia, равнялась 25,7 млн человек 12–64 лет, Avito.ru — 4 млн, «Яндекса» без учета ранее приобретенного «Кинопоиска» — 30,1 млн, Mail.Ru Group с учетом «Одноклассников» — почти 32 млн. Таким образом, одного ежедневного посетителя «ВКонтакте» можно оценить в 4 тыс. руб. У Mail.Ru Group это 8,1 тыс. руб., у «Яндекса» — 11,4 тыс. руб., а у Avito.ru — и вовсе 15,5 тыс. руб.
После ухода Дурова с должности гендиректора руководство «ВКонтакте» поставило перед собой задачу улучшить монетизацию сети и сделать ее рентабельной, и уже по итогам полугодия видны позитивные результаты, указывает аналитик «Открытие Капитал» Александр Венгранович. Прибыль Mail.Ru Group от участия в стратегических активах за первые шесть месяцев выросла на 10%, до 159 млн руб., из которых на Qiwi могло прийтись 83 млн руб., на «ВКонтакте» — 76 млн руб.
Пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин отказался от комментариев.
4 апреля 2014 года, в день закрытия сделки по покупке 12% «ВКонтакте», капитализация самой Mail.Ru Group на Лондонской фондовой бирже превышала $7,312 млрд, или 259,7 млрд руб., прошлогодняя выручка группы — 27,4 млрд руб. Другая российская интернет-компания — «Яндекс» — 4 апреля стоила на NASDAQ $9,629 млрд, или почти 342 млрд руб., ее выручка в 2013 году — 39,5 млрд руб. Шведская Vostok Nafta, совладелец сервиса бесплатных объявлений Avito.ru, на 31 марта оценивала этот ресурс в $1,761 млрд, или 62,8 млрд руб., прошлогодняя выручка — 2,4 млрд руб. Наконец, капитализация Facebook, самой популярной соцсети мира, 4 апреля равнялась $146,8 млрд, или более 5,2 трлн руб., ее выручка — $7,872 млрд, или 251,2 млрд руб.
По итогам пятничных торгов Mail.Ru Group подешевела на Лондонской фондовой бирже почти на 12%, до $6,02 млрд. Группа, отчитываясь за шесть месяцев, скорректировала свой прогноз по этому году: выручка может увеличиться на 14–18%. Раньше Mail.Ru Group рассчитывала на рост доходов в 22–24%. «Существенное осложнение экономической конъюнктуры и геополитической ситуации» отразилось на рекламной выручке: во втором квартале доходы от медийной (баннерной) рекламы снизились сразу на 10%. По итогам первого полугодия реклама обеспечивала Mail.Ru Group 31% всей выручки. С каждым годом этот показатель снижается.