Текст документа размещен в электронной базе документов нижней палаты парламента. Законопроект внесли первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Шамсаил Саралиев и член комитета по безопасности Андрей Луговой, сообщает interfax.ru.
Документ разработан Медиакоммуникационным союзом (МКС) и вносит поправки в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Пояснительная записка определяет онлайн-кинотеатры как аудиовизуальные сервисы, монетизирующие свои услуги за счет просмотра рекламы либо предоставляющие видеоконтент отечественному потребителю за плату. Доля иностранных владельцев в уставном капитале российских онлайн-кинотеатров может быть ограничена 20%.
При этом не допускается установление иностранцами любых форм контроля над такими сервисами, в результате которого у зарубежных собственников появилась бы возможность прямо или косвенно владеть, управлять организатором сервиса, его контролировать, а также фактически определять принимаемые им решения. Привести структуру собственности в соответствие с законопроектом онлайн-кинотеатры должны будут до 1 марта 2017 года.
Ограничение иностранного участия не затрагивает площадки, размещающие преимущественно пользовательский контент - из-за невозможности полноценного контроля со стороны организатора сервиса за его содержанием.
Планируется, что Роскомнадзор будет вести реестр онлайн-кинотеатров, которые ежедневно в течение месяца посещают более 100 тыс. пользователей из РФ (более 20 тыс. для регионального сервиса). После получения уведомления о включении в реестр сервис должен будет предоставить регулятору в течение двух месяцев документы о соблюдении требований об иностранных владельцах. Исключение из реестра онлайн-кинотеатров возможно по заявлению самой компании в случае, если площадку ежедневно посещало менее 100 тыс. пользователей в течение трех месяцев, без заявления компании - в течение шести месяцев.
Онлайн-кинотеатры будут также обязаны соблюдать так называемое "право на забвение" - удалять по требованию пользователя недостоверную информацию о частной жизни, а также данные, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию.
В пояснительной записке также уточняется, что законопроект не распространяется на интернет-поисковики, которые дают пользователю сведения об указателе страницы сайта для доступа к контенту.
Изначально документ МКС подразумевал регулирование OTT-сервисов в более широком понимании, в том числе сервисов обмена мгновенными сообщениями, так называемых мессенджеров. Однако во внесенном в Госдуму документе поправки о мессенджерах отсутствуют. Ранее предполагалось, что организаторы мессенджеров будут обязаны идентифицировать пользователей на основании договора с операторами связи или сведений единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА, используется, в том числе, для регистрации на портале госуслуг).
Мессенджеры также предполагалось обязать дать возможность пользователям отказаться от получения сообщений, обеспечивать конфиденциальность передаваемых данных, обеспечивать рассылку по инициативе госорганов.
Наконец, поправки должны были облегчить требование к мобильным операторам хранить данные, предусмотренные "законом Яровой". Законопроект предлагает исключить хранение операторами информации, которую хранят организаторы обмена мгновенными сообщениями и организаторы аудиовизуальных сервисов. Это изменение должно вступить в силу с 1 июля 2018 года, как и связанная поправка в закон "О связи" из "антитеррористического пакета Яровой".
Игроки рынка ранее раскритиковали законопроект МКС и отмечали, что игроки отрасли не участвовали в его обсуждении. Идейным вдохновителем документа, по словам участников рынка, является Роскомнадзор.
"Законопроект в том виде, в котором он есть сейчас, не решает никаких проблем - поэтому непонятно, что с ним можно сделать. Имеющиеся проблемы решаются действующим законодательством", - говорил вице-президент и технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян.
"Диагноз законопроекту отраслью вынесен. Нужно запомнить здравые предложения - по ограничению "пакета Яровой", по маркировке видеоконтента - и реализовать их отдельно от документа МКС, про который стоит забыть",- отмечал руководитель ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин.
"В действующем виде документ нужно отправить в ведро", - более категорично высказывался главный аналитик "Российской ассоциации электронных коммуникаций" (РАЭК) Карен Казарян.