Большое количество однородной продукции и однородных услуг, способствует развитию высокой конкуренции и неизменному желанию каждого производителя повысить привлекательность бренда в глазах потенциального покупателя и разработать бренд, дизайн упаковки, фирменный стиль, вызывающий доверие, формирующий долгосрочную лояльность и значительные финансовые результаты.
Не знание рынка брендинговых и дизайнерских услуг ежегодно вовлекает множество компаний в сотрудничество на тендерной основе.
Как показали исследования, информация о креативном тендере направляется значительному количеству компаний, найденных в Интернете по интересующему запросу (фирменный стиль, дизайн логотипа, создание бренда, дизайн упаковки и др.), но лишь очень незначительная часть продолжает диалог и дает стратегическое согласие на участие в креативном соревновании.
Первыми из списка выбывают компании, не приемлющие такую форму сотрудничества, как тендер. Объективно такие компании имеют сильное портфолио, весомый клиентский лист и длительный период успешного развития на рынке профессиональных брендинговых услуг и значительное количество долгосрочных контактов.
Диалог с такой компанией не увенчается успехом, потому что любое соревнование компания рассматривает, как отвлечение профессиональных ресурсов от отплаченного проекта. Такая компания не захочет поставить долгосрочную лояльность стратегического Заказчика на чашу весов с заоблачной перспективой с названием «тендер».
Другой значимой частью потенциальных участников тендера, будет принято отрицательное решение в процессе диалога об участии. Причинами отказа со стороны креативного партнера может быть недостаточный размер вознаграждения, предлагаемый Заказчиком, нежелание Заказчика подписывать договор об участии в тендере регламентирующий размер вознаграждения, вопросы авторского права и другие, значимые для сторон моменты сотрудничества.
Кто же будет принимать участие в тендере, если все большие и средние компании не придут к компромиссу и взаимовыгодным условиям?
В качестве потенциальных исполнителей стратегической задачи по выводу нового бренда или коррекции стратегии существующего на тендерной основе останутся две категории компаний: одни будут безнадежно юны для реализации Вашей задачи, другие будут безнадежно невостребованны.
Многие руководители и специалисты по маркетингу, принимавшие участие в рассмотрение потенциальных партнеров по проведению тендера отмечают, что от первоначального выбора на глазах не остается ничего. В качестве примера можно рассмотреть вазу, наполненную конфетами: сначала исчезают самые вкусные и редкие конфеты, затем любимые шоколадные и напоследок, остаются карамельки и леденцы.
Выбор лучшего в таком случае приходится осуществлять из того, что есть.
Вспоминая о первоначальной задаче Вашего тендера, о значительной конкуренции, о необходимости разработки эффективного решения стоит взять паузу и подумать о действительно вкусных конфетах, которые достаются Вашим конкурентам и о леденцах, которые ни кому не нужны.
Иллюзии.
Большинство специалистов принимавших непосредственное участие в организации тендеров отмечают, что рассчитывали на то, что соревнование заставит участников проявить весь креативный потенциал и позволит получить максимально эффективные результаты от каждой компании-участника тендера.
Но за иллюзорным соревнованием, обычно происходит неспешная работа на мусорную корзину. Пионеры и пенсионеры тщетно пытаются придумать профессиональный спортивный велосипед, а получают самокат. В отчаяние многие открывают закрома не принятого когда-то креатива на аналогичную тематику, другие трудолюбиво срисовывают дизайн с западных аналогов.
Когда наступает момент истины, разочарованию руководства не бывает предела.
Время безнадежно потрачено, а все предложенные решения не отвечают маркетинговым задачам и выглядят значительно слабее, чем решения конкурентов.
Победителя в тендере нет, проигравших много, включая самого Заказчика.
В 90 % случаев тендер заканчивается упущенным временем и разочарованием руководства в творческих компаниях. У руководства компании на долгий период времени формируется ощущение несостоятельности брендинговых агентств, как таковых. В этот момент человек не может трезво оценить ситуацию и понять, что бесплатный сервис не может хорошим, и тендерная основа сотрудничества предопределила заведомо слабый круг участников.
Если в тендере есть победитель
Бывает так, что, не смотря на сомнительные результаты большого креативного забега, Заказчик вынужден выбрать лучшее из худшего в силу упущенного времени и других обстоятельств.
В этот момент надо помнить, что дальнейшие миллионные инвестиции, направленные на рекламу бренда, разработанного на условиях соревнования невостребованных агентств и студенческих коллективов, носят очень странный и рисковый характер.
Продукт будет безоружным в борьбе за потребителя на месте продаж и эффект от рекламных мероприятий может быть несопоставимо меньше прогнозируемого в силу слабого фундамента с названием «бренд».
Кто виноват и что делать?
Все современные решения, в любом сегменте бизнеса, которые Вам нравятся и являются эффективными, разработаны в большой любви и заботе компании и креативного партнера, выбранного методом оценки ранее реализованных творческих проектов. Эффективный союз компании и творческого партнера обладает эффектом синергии и позволяет реализовать множество ярких творческих задач, не отвлекая драгоценные ресурсы на постоянный поиск баланса между ценой и качеством.
Серьезный бизнес не место для проведения опытов и экспериментов для невостребованных компаний и учеников. Высокая конкуренция требует профессионализма и сбрасывает дилетантов с пробега. Потребитель становиться избирательным и впечатление от плохой упаковки проецирует на качество самой продукции. Упущенное время всегда оборачивается лояльностью к конкурирующим маркам.
Зачастую несостоятельность результатов тендера выявляется в тот момент, когда потрачено в миллионы раз больше и цена одной маленькой ошибки становится сокрушительно большой.
Бесплатный и малооплачиваемый тендер в вопросах креатива является абсолютно не приемлемой формой достижения необходимых маркетинговых результатов.
Если Вы все-таки решили провести тендер.
Если Вы решили провести тендер, то Вы должны помнить что тендерный проект подразумевает двойную компенсацию затрат Исполнителя.
Риск - благородное дело и требует щедрого вознаграждения. Фактически Вы закажите сервис в «дешевой компании» по цене «дорогой».
Тендер без компенсации участия может привлечь только безнадежно невостребованные компании. Искать творческое озарение там, где его никогда не было бесполезно. Если Вы заинтересованы в результатах работ, выберите те компании, которые Вам действительно интересны и обсудите с каждой индивидуальные условия участия, при этом компенсация меньше 40% от стоимости проекта не будет приемлемой формой сотрудничества.
Каждый Заказчик, с численностью персонала больше чем 5 человек, твердо уверен, что с ним работать престижно и его имя в портфолио дорогого стоит, а для начала достойно хотя бы скидки. Не испытывайте иллюзий, в каждом сегменте бизнеса есть TOP-10, а скидками оплачивать аренду и зарплату талантливым специалистам не может не одна компания.
Безусловно, выбор остается за Вами, но можете ли Вы представить себе бесплатный тендер на лечение Ваших зубов? Такая мысль мало кому покажется разумной и приемлемой. Так зачем рисковать своим бизнесом?
Анна Дьяченко, руководитель департамента по работе с клиентами
брендинговой компании «Остров Свободы».
«Остров Свободы»® | Brand Building Company
+7 • 495 • 961•2584, 961•2586, 778•2290
info@ostrov-svobody.ru
www.os-design.ru
Креативный тендер, как форма сотрудничества.
08.04.2008
Ежегодно количество желающих провести креативный тендер в области дизайна или брендинга уменьшается, как минимум вдвое. Специалисты ведущей брендинговой компании «Остров Свободы» проанализировали результативность креативных тендеров.