Исследование проводилось на протяжении 6 месяцев - с 1 июня по 29 ноября 2009 года, с целью определить тональность заголовков ведущих деловых и общественно-политических изданий Украины. Мониторинг и контент-анализ осуществлялся еженедельно, по итогам недели определялись самые яркие и самые негативные заголовки. Подобный проект в Украине был реализован впервые.
Всего в рамках проекта был осуществлен мониторинг и анализ 13015 заголовков 15-и изданий*.
В ходе контент-анализа заголовков по тональности, за весь период проекта экспертами ИАЦ выявлено следующее соотношение: позитивные – 3051 (23%), негативные 4667 (36%), нейтральные – 5927 (41 %).
Исследование позволило рассмотреть полученные результаты в динамике, прогнозировать и выявлять тенденции к «негативизации», «позитивизации» или «нейтрализации» информационного поля.
За весь период исследования наибольшее количество ярких заголовков было зафиксировано в издании Бизнес (9), Зеркало недели и Фокус (по 7), Корреспондент и Деловая столица (по 6 заголовков).
Рейтинг наиболее упоминаемых слов в позитивных, негативных и нейтральных заголовках позволил экспертам сделать вывод, какие события чаще всего становились негативными или позитивными информационными поводами.
Полученные в результате мониторинга данные также позволили определить рейтинг наиболее упоминаемых политиков и чиновников в заголовках.
Итоги рейтинга публиковались на страницах сайта Publicity, а также в других СМИ. Так, итоги рейтинга за лето были опубликованы в газете «Зеркало недели», за осень - на сайте Телекритика (telekritika.ua).
«Рейтинг «Заголовок недели» - первый подобный проект в Украине, реализованный независимой структурой. Анализ заголовков ведущих изданий позволяет делать срез основных информационных поводов, измерять доминирующую в СМИ тональность при освещении тех или иных событий, процессов, деятельности публичных людей. Такое исследование позволяют обратить внимание на ключевые акценты в сообщениях СМИ. Рейтинг самых ярких и самых негативных заголовков может быть интересен и самим изданиям, так как обращает их внимание на качество ключевых сообщений издания и на доминирующую в них тональность», - отметила Руслана Плис, руководитель ИАЦ Publicity, главный редактор сайта Publicity.kiev.ua.
23 декабря 2009 г.
Список самых ярких заголовков по итогам рейтинга - здесь:
http://publicity.kiev.ua/catalog/Nashe/Itogi_reytinga_Zagolovok_nedeli.html
Итоги рейтинга «Заголовок недели» за лето 2009 можно прочитать здесь:
http://publicity.kiev.ua/catalog/Stati/O_chem_govoryat_zagolovki.html
Итоги рейтинга «Заголовок недели» за осень 2009 можно прочитать здесь:
http://www.publicity.kiev.ua/catalog/Nashe/Reyting__Zagolovok_tizhnya___pidsumki_oseni__2009_r_.html
О методике исследования.
Еженедельный рейтинг «Заголовок недели» проводился ИАЦ Publicity на основе мониторинга 15 ведущих деловых и общественно-политических изданий. В список изданий входили: Бизнес, Власть денег, Дело, Деловая столица, Зеркало Недели, Инвестгазета, Контракты, Комментарии, КоммерсантЪ, Компаньон, Корреспондент, Профиль, iСтатус, Фокус, Экономические известия.
В мониторинг включались все заголовки (названия) статей и заметок, опубликованных в номерах изданий, вышедших из печати за текущую неделю (площадью от 1/8 полосы для изданий формата А3+, и от ¼ полосы для изданий формата А4+).
Заголовки ранжировались по тональности: негативные, позитивные, нейтральные. В ходе оценки тональности заголовков во внимание принималось содержание подзаголовков (в тех материалах, где они есть). Содержание статьи, к которой относится заголовок, при этом не принималось во внимание.
Заголовки, содержащие слова с заведомо негативным смыслом, а также содержание которых негативно в целом – в ходе анализа относились к негативным или к «скорее негативным».
Заголовки, которые по содержанию являлись позитивными, и содержали слова с заведомо позитивным смыслом – соответственно были отнесены к позитивным или «скорее позитивным».
Нейтральными считались названия статей, которые не относились к двум выше упомянутым категориям, и не вызывали каких-либо четких позитивных или негативных эмоций
Заголовки недели определялись редакцией сайта www.Publicity.kiev.ua, с привлечением независимых экспертов (филологов, психологов, специалистов по контент-анализу), в двух номинациях: «Самый яркий заголовок» и «Самый негативный заголовок».
Завершилось исследование «Заголовок недели»
23.12.2009
Информационно-аналитический центр “Publicity” завершил исследование заголовков в рамках рейтинга «Заголовок недели».