Общим фоном для радикальных изменений в этой сфере явилось то, что с середины 90-х годов Япония вступила в кризисный период развития, сопровождающийся ежегодным падением ВВП. Только в 2003-2004 г.г. наблюдался небольшой прирост ВВП, не более 1 %. Япония, когда-то являвшаяся ведущей державой, занимавшей первое место по развитию экономики, сейчас пропустила вперед США и Китай и в настоящее время занимает лишь третье место.
Традиционно, кадры в ведущие корпорации Японии нанимались пожизненно, при этом работники пользовались широкой системой социальных льгот. Мотивация сотрудников основывалась на безоговорочной преданности одной компании, заработная плата росла в прямой зависимости от выслуги лет и независимо от результатов труда. Такая политика приводила к формированию высокого командного духа, преданности конкретному бизнесу и полной самоотдаче человека. Однако новый этап всемирного экономического развития привел к необходимости изменения подобного подхода, к индивидуальной мотивации труда и оценке труда в виде заработанной платы. Как следствие этого нового подхода, в Японии в начале 2000-х годов появились первые рекрутерские компании, на сегодняшний день их число приближается к 1000. Сотрудников стали перекупать из соседних корпораций, бесполезных работников увольнять, несмотря на их выслугу лет, по схеме так называемого ускоренного ухода на пенсию.
В компании SONY в начале 2000 г. впервые среди всех японских предприятий на должность исполнительного директора был приглашен иностранец - топ-менеджер из США. После его прихода началась модернизация бизнеса, отсечение непрофильных производств, например, самолетостроения. Новый руководитель компании SONY ограничил рабочий день 8 часами, запретив сверхурочные и требуя от сотрудников завершать свою работу до 18.00. Компания SONY сосредоточилась на выпуске бытовой техники нового поколения. В кадровой политике поощрялась индивидуальная мотивация, критический взгляд на коллег по работе, информирование руководства компании о недостатках в работе своих коллег и подразделений. Радикально изменилась политика по найму молодых сотрудников, студенты уже с третьего курса рассылают свои заявки на работу в двести-триста компаний. После предварительного согласия, они сдают многоступенчатые экзамены, тесты и проходят индивидуальные собеседования. Специальные репетиторские курсы готовят будущих новобранцев к приему на работу. Вся социальная система в стране заточена под соблюдение гражданами традиций и моральных устоев японского общества. В стране имеется переизбыток жилого фонда, кредит на ипотеку выдается под один-два процента годовых. На фоне падения рождаемости сокращается численность населения, на этом фоне увеличивается число пенсионеров. Это привело к более широкому привлечению специалистов из-за рубежа для работы в самых различных сферах. Ослабляются барьеры на пути въезда иностранных специалистов в страну.
В Японии существуют две основные религии – синтоизм и буддизм. Здесь сохраняется поклонение физическим богам, их общее число в синтоизме достигает 80 тыс. Освоить этот огромный морально-идеологический массив иностранцам достаточно трудно, но специалисты из Европы, США и России здесь работают уже по 10-15 лет, в основной массе не получая японского гражданства. В Японии, как известно, сохраняется институт императора, одновременно являющегося главой синтоистской церкви, но в целом играющего роль исключительно представительскую. В стране активно развиваются европейские традиции в организации бизнеса при сохранении патриархального уклада в частной жизни. Практически отсутствует преступность и коррупция. Полицейских шутливо называют ангелами в форме. Японское общество отличается высокой нравственностью, уважением граждан друг к другу и постоянным внутренним самоконтролем. Высок уровень жизни, средняя зарплата молодого специалиста после университета составляет 3 тыс. долл. США в месяц.
Последние годы интенсивно развиваются экономические связи между Японией и Россией, наметилась активизация взаимоотношений в других сферах жизни и деятельности двух государств. В стране сохраняется большой интерес к печатному слову, обучению, участию в различных курсах. Япония бьет мировые рекорды по тиражам газет и журналов на душу населения, вместе с тем, только 20 % домохозяйств имеют в своих домах интернет. Дополняется данный недостаток использованием интернета в офисах.
Визит делегации АРПП продолжается.
Изменения в кадровой политике японских корпораций
23.03.2010
Делегация АРПП во главе с Мартыновым Д.В., Президентом ассоциации, познакомилась с состоянием кадровой политики ведущих японских корпораций, что выявило ряд принципиальных изменений в традиционных формах в работе с персоналом в этой стране.