Чтобы строить стратегию продвижения на следующий год, стоит учитывать развитие диджитал-маркетинга, чтобы уход клиентов из старых маркетинговых каналов не стал сюрпризом.
Мы собрали семь трендов, которые начинают набирать обороты и, скорее всего, окажут значительное влияние на весь рынок цифрового продвижения в 2022 году.
Использование технологий искусственного интеллекта
По данным исследования PwC, в этом году 52 % американских компаний ускорили внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в свои бизнес-процессы. В маркетинге ИИ используют для прогнозирования спроса, тонкого сегментирования аудитории и выявления ее потребностей, а также для автоматизации работы с поиском.
Сейчас технологии ИИ развивают в основном крупные корпорации, например, Google работает над оптимизацией поиска, Facebook использует ИИ для улучшения рекламных алгоритмов, а eBay делегировал роботам подготовку рассылок, рекламных и push-сообщений. Но постепенно сервисы становятся доступны и малому бизнесу. Например, для генерации контента лендингов можно использовать Copysmith. Результат пока далек от совершенства, и текст за роботом приходится править.
ИИ помогает компаниям автоматизировать процессы.
Благодаря роботу «Додо Пицца» экономит. Часто повторяющиеся запросы в контакт-центр компания перевела на голосовой чат-бот. Операторы принимают только нестандартные запросы.
«Билайн Бизнес» предлагает ритейлу внедрять видеоаналитику. С помощью машинного обучения сервис мониторит динамику загруженности магазинов, поведение покупателей и персонала, дает рекомендации, в какое время и в каких отделах стоит усилить присутствие консультантов или кассиров.
В 2022 году малому и среднему бизнесу инвестировать в разработку собственных ИИ-решений вряд ли будет выгодно. По данным HBR, пока что 76 % организаций практически не окупают вложения в разработку ИИ. Только 6 % инициатив были масштабированы в полноценные проекты. Поэтому если возможности экспериментировать с высокой вероятностью потерять деньги нет, лучше пробовать чужие наработки: искать клиентов с помощью «умной» look-a-like подборки аудиторий Facebook и пользоваться другими аналогичными сервисами.
Усиление роли автоматизированных инструментов в рекламе — главный тренд для малого B2C-бизнеса. По мере накопления данных алгоритмы начинают работать лучше. Тот же Яндекс начал активно продвигать Яндекс.Бизнес. Система уже сейчас может давать неплохие результаты, хотя и заметно слабее, чем при ручной настройке опытного специалиста. Но это пока.
Верю, что уже через 3–5 лет большинство сегодняшних PPC-специалистов заменят сервисы. Малому бизнесу не придется платить за настройку рекламы посредникам, всё будут делать сервисы.
Сергей Шмаргун, основатель студии комплексного диджитал-маркетинга Shmargun Studio
Покупки в прямом эфире
Концепция использования стрима как инструмента продаж появилась в Китае еще в 2016 году — тогда была запущена технология Taobao Live от Alibaba. Клиенты могли смотреть прямой эфир, во время которого продавец рассказывал про товары, и сразу же покупать.
Уже в 2020 году две трети китайских потребителей заявили, что они пробовали покупать товары в прямом эфире, отмечают эксперты McKinsey. Бизнес тоже удовлетворен новой технологией — в первые полчаса онлайн-трансляции Alibaba's Singles Day (местный праздник День холостяка) пользователи совершили покупки на $ 7,5 млрд.
Facebook видит аналогичный потенциал на западных рынках. Не зря он начал тестировать похожую технологию. Несколько продавцов уже смогли провести прямые эфиры и пообщаться с покупателями. Клиенты на стриме могли задать вопросы и сразу же купить товар. К тенденции присоединился и TikTok: прямые эфиры с продажами в приложении провела сеть гипермаркетов Walmart.
Руководитель отдела контента и социальных сетей в Social Media Today Эндрю Хатчинсон считает, что Facebook и другие соцсети будут развивать направление продаж во время стримов. Это значит, что продумывать сценарии использования этой технологии в стратегии компании нужно уже сейчас.
Сокращение маркетинговых бюджетов
В отчете Gartner «Состояние маркетинговых бюджетов на 2021 год» говорится о резком сокращении затрат бизнеса на привлечение клиентов за последний год. Так, еще в 2020 году компании тратили на маркетинг около 11 % от оборота. В этом году цифра упала до 6,4 %. Предпосылок для улучшения ситуации пока нет.
В 2021 году изменился не только размер, но и структура бюджетов. Если анализировать опросы директоров, 72 % всех затрат приходится на цифровые маркетинговые каналы. В основном клиентов ищут с помощью email-маркетинга, мобильного маркетинга, платного и органического продвижения в поисковиках, рекламы в соцсетях.
Семь трендов в развитии диджитал‑маркетинга в 2022 году
22.12.2021
Маркетинговая сфера, как и многие другие, в 2021 году пыталась оправиться от беспрецедентного шока из-за пандемии. Активное развитие онлайн-сервисов изменило рынок: еще больше бизнесов пришло к тому, что присутствие в цифровой среде уже не вопрос моды, а скорее способ выживания. Но год завершается, а ситуация с пандемией остается напряженной.