Вопросы, связанные с расширением Москвы, обсудили депутаты Мосгордумы, столичные чиновники, представители экспертного сообщества и бизнес-объединений, российские и иностранные инвесторы.
Две важнейших вывода слушаний сформулировали председатель экспертного совета, председатель совета директоров «Градиент Альфа» Павел Гагарин и главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков. Эксперт по законодательству и сопровождению инвестпроектов считает, что для экономического развития Большой Москвы нужно не столько принятие новых нормативных актов, сколько формирование позитивной практики применения существующих законов. А проектировщик Московского метрополитена полагает, что каркасом этого самого экономического развития должна стать развитая транспортная инфраструктура. И для этого третий пересадочный контур нужно преобразовать во вторую кольцевую линию метро, которую, по его замыслу, должны сформировать четыре разные ветки – огромные извилистые хорды, выходящие за пределы МКАД.
Круглый стол «Московская агломерация: законодательство, инвестиции, перспективы» провели комиссия Мосгордумы по законодательству (председатель – депутат Александр Семенников) и экспертный совет при комиссии, возглавляемый председателем совета директоров «Градиент Альфа Инвестментс Групп» Павлом Гагариным.
ПОЗИЦИЯ ДЕПУТАТОВ
«В связи с присоединением новых территорий принято 16 законов города Москвы, но большая работа по модернизации столичного законодательства еще впереди, - рассказал председатель комиссии законодательству Александр Семенников. – При развитии присоединенных территорий планируется уйти от строительства спальных районов и двигаться по пути смешанной застройки, чтобы жилье было «привязано» к рабочим местам. Масштабное жилищное строительство на новых территориях поможет быстрее решить квартирный вопрос очередников – сегодня продолжительность пребывание в такой очереди составляет 20 лет. Также в числе приоритетных направлений в развитии Новой Москвы – развитие инфраструктуры, причем не только транспортной, городом принято решение выделить на ремонт энергосетей 600 млн. рублей. И, конечно, следует создавать и поддерживать благоприятную экологическую ситуацию на присоединяемых территориях».
Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности Иван Новицкий обозначил важнейшие направления в сфере земельно-имущественных, градостроительных и инвестиционных отношений на новых территориях. «Федеральный закон «Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенной к Москве территории», проект которого сейчас рассматривается в Минэкономразвития РФ, ускорит порядок выкупа, резервирования и изъятия земель для городских и федеральных нужд. Москва предлагает сократить годичный срок до пяти месяцев, - рассказал Иван Новицкий. - Нормы, предлагаемые в законопроекте, будут применяться только к отдельным объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, включенным в специальный перечень, который утвердит правительство РФ. Я полагаю, что комплекс мер должен базироваться на опыте «олимпийского» закона, важно только перенять плюсы этого закона и воздерживаться от минусов, ведь такого жесткого срока, как в Сочи, у нас нет. В настоящее время перечень государственных нужд достаточно мал, он базируется на положениях Земельного кодекса, поэтому этот перечень может быть расширен».
МНЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ
По мнению председателя экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству, председателя совета директоров «Градиент Альфа Инвестментс Групп» Павла Гагарина, помимо законотворческого процесса, в Московской агломерации необходимо формировать позитивную правоприменительную практику. «Согласно опросу, проведенному на нашей конференции East + West = Invest, 80% инвесторов хотят работать в Московской агломерации. Но на деле многие наши клиенты занимают выжидательную позицию. Прежде, чем реализовывать свои инвестпроекты, они хотят посмотреть на опыт предшественников. От того, насколько успешным он будет, зависит, сколько частного капитала получит для своего развития Новая Москва», - заметил Павел Гагарин.
Председатель совета директоров «Градиент Альфа Инвестментс Групп» рассказал: рассматривая вопрос о целесообразности открытия и расширения бизнеса, инвесторы в первую очередь анализируют законодательство о защищенности своих инвестиций. А оно устарело. «Инвестиционная деятельность в России регулируется законами и нормативными актами 1990-х годов, в них вносятся изменения и дополнения, но основа остается прежней, не соответствующей современным реалиям, - считает Павел Гагарин. – Многие нужные инвесторам правовые акты федерального и московского уровня не приняты: это федеральные законы «О холдингах», «О финансово-промышленных группах», «О проектном финансировании», «О государственно-частном партнерстве», а также законы города Москвы «О государственно-частном партнерстве», «Об инвестиционной деятельности».
Достаточно позитивно глава экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству оценил недавнюю передачу части полномочий Градостроительно-земельной комиссии Москвы двум рабочим группам – по градостроительной деятельности и по завершению реализации инвестконтрактов, возглавляемым заместителями мэра Москвы Маратом Хуснуллиным и Андреем Шароновым соответственно. «Так, рабочая группа по градостроительной деятельности теперь будет принимать решения по объектам площадью менее 5000 кв. м, расположенным вне центра Москвы (за исключением жилья, торговых точек и офисов), а также рассматривать вопросы по строительству инвесторами промышленных и социально-культурных объектов. Эти и другие меры позволят разгрузить и ускорить работу Градостроительно-земельной комиссии примерно на 30-40 процентов», - считает Павел Гагарин.
Эксперт по сопровождению инвестиционных проектов прокомментировал результаты рейтинга Doing Business – 2013, опубликованному несколько дней назад Всемирным банком. Напомним, Россия поднялась в нем на 112-е место со 120-й строчки в 2012 году. «Это связано с тем, что в крупнейшем деловом центре государства, то есть в Москве, стало легче строить за счет упрощения процедур, предшествующих строительству, проще платить налоги (за счет внедрения электронного сервиса уплаты налогов и упрощения уплаты НДС), регистрировать предприятия и решать коммерческие споры, - полагает Павел Гагарин. – Но до обещанного прорыва на 20-е место рейтинга к 2018 году еще далеко. Чтобы выполнить эту по-хорошему амбициозную задачу, следует выстраивать «юридическую вертикаль», обеспечивать правовое соответствие местных и федеральных законов, перенимать позитивный опыт регионов в формировании хорошего инвестиционного климата».
ЗАДУМКИ АРХИТЕКТОРОВ
Президент Союза московских архитекторов, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков представил на мероприятии «Схему развития скоростного внеуличного транспорта в Москве» с учетом присоединенных территорий. «Важнейшей ее особенностью является то, что создание третьего пересадочного контура объединено в один проект со строительством четырех извилистых хордовых линий огромной протяженности», - объяснил проектировщик Московского метрополитена.
Эти хорды свяжут между собой четыре стороны Большой Москвы и, пересекаясь на станциях «Каширская», «Аминьевское шоссе», «Марьина Роща» и «Нижегородская улица», смогут образовать Большое метрокольцо. По замыслу проектировщиков, первая хорда протянется от Южного Бутова до Мытищинского района, делая изгиб через Коммунарку, Мосрентген, станции метро «Юго-Западная», «Кунцевская», «Мневники», «Полежаевская», «Динамо», «Марьина Роща» и «ВДНХ». Вторую предлагается проложить от той же Коммунарки до восточной части старого города через Битцу, станцию метро «Каширская», Люблинскую и Таганско-Краснопресненскую линии, а также Нижегородскую улицу. Станциями третьей хорды проектировщики планируют сделать «Молжаниновку», «Химки», «Речной вокзал», «Марьину Рощу», «Рижскую», «Сокольники», «Бауманскую», «Авиамоторную» «Нижегородскую улицу» и «Некрасовку». И четвертая хорда должна связать Ленинский район Подмосковья с Одинцовским, сделав крюк через одну из крайних станций Замоскворецкой линии, «Каширскую», «Севастопольскую», «Калужскую», «Проспект Вернадского», «Сколково» и «Трехгорку».
Главный архитектор «Метрогипротранса» не сообщил о сроках и стоимости реализации проекта, но дал понять, что смета не должна быть запредельной. По словам Николая Шумакова, хорды планируют строить преимущественно наземным способом, а это дешевле, проще и быстрее.
Вице-президент московского отделения Международной академии архитектуры, финалист международного конкурса на концепцию развития Большой Москвы Сергей Ткаченко поддержал коллегу в том плане, что «транспортный каркас – это основа развития, затем на него должен накладываться инженерный каркас, на который в свою очередь нарастает «мясо и плоть» кварталов. И третье, о чем нужно помнить – это сохранение историко-культурного и природного наследия».
РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКОНОМИСТОВ
Об опыте и ошибках Большого Парижа подробно рассказал вице-президент французской ассоциации экономистов «Кружок Кондратьева», управляющий директор International Business Development Жан-Луи Трюэль. Эксперт посоветовал: начинать развитие транспортной инфраструктуру нужно с центра города и ближайших к нему районов, а вопрос отдаленных территорий лучше оставить на период после 2025 года. Именно такое решение было принято в Париже в связи с кризисом еврозоны. «Тесно связан с транспортом и вопрос освоения присоединенных территорий. Правительство Никола Саркози решило сделать это посредством создания в новых районах особых экономических зон, но это намерение ограничилось открытием лишь одного технопарка. Новое правительство Франсуа Олланда решило поступить по-другому и создавать технопарки и производства в заброшенных промышленных зонах в пределах «малого пояса» вокруг французской столицы и внутри старого города. Думаю, это оптимальный вариант и для Москвы, до 30 процентов площади которой составляют промзоны, используемые не в полной мере и не по назначению, и которую окружают наукограды», - высказал свое мнение Жан-Луи Трюэль.
Глава городского округа Троицк в городе Москве Владимир Дудочкин согласился с зарубежным спикером. По его мнению, основой расширения Москвы должна быть полицентричная структура, чтобы «центров притяжения» трудовых и финансовых ресурсов было много. «Наукоград Троицк мог бы стать одним из таких центров притяжения посредством инновационного развития и создания научных кластеров, - считает Владимир Дудочкин. – Потенциал и разработки троицких научных центров, восьми научно-исследовательских институтов Российской академии наук нужно использовать. Это дало бы не только большое количество рабочих мест, но и стимул для развития высокотехнологичного бизнеса, к тому же эти меры снизили бы нагрузку на транспорт и дороги». Помимо денег, для решения таких задач банально не хватает места: по словам главы наукограда, из 1500 га, на которых раскинулся Троицк, одна треть – это научные учреждения, одна треть – леса и только 30 процентов территории – сам город. Так что инновационное развитие в Троицке следует начинать с расширения границ.
ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА
По мнению генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации, члена правления Торгово-промышленной палаты РФ Александра Борисова, многие проблемы современных городов как в России, так и за ее пределами связаны с тем, что власти не доносят до бизнеса и населения свои конкретные планы по развитию агломераций. И бизнес зачастую развивается, ориентируюсь на свое видение ситуации.
С главой бизнес-ассоциации согласился гендиректор девелоперской компании GALAXY GROUP Евгений Штраух. «Генплан развития новых территорий будет готов только к 1 января 2015 года, первые схемы территориального планирования появятся только в мае 2013 года. При этом активное строительство в Новой Москве ведется уже сейчас, и застройщики далеко не всегда учитывают планы властей по развитию территорий», - заметил девелопер. - Вместе с тем инвестирование в землю и недвижимость Новой Москвы очень интересно, она в среднем на 20 процентов дороже Подмосковья. Благодаря расширению Москвы рынок новостроек столицы вырос на 62%, по итогам III квартала 2012 г. в Новой Москве строится 95 объектов – это около половины всего жилья, возводимого в столице».
Сократить поток приезжающих в Москву на работу, который оценивается в 2,5 млн человек, по мнению Евгения Штрауха, можно не только приемлемой ценой на жилье, но и строительством новых дорог и реконструкцией старых, а также развитием социальной инфраструктуры. «Мировая практика подтверждает, что вполне возможно возложить расходы или часть расходов по возведению образовательной и спортивной инфраструктуры на застройщика, предоставив ему, например, налоговые льготы, или повысив доступность кредитов на строительство. Большинство девелоперов, построив качественную инфраструктуру – объекты здравоохранения, образования, торговли, транспорта, досуга – с удовольствием передадут ее на баланс местных администраций», - дал свои предложения руководитель GALAXY GROUP.
Об особенностях налоговой системы присоединенных территорий рассказала руководитель аудиторско-правового департамента аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова. «Если говорить об упрощенной системе налогообложения, то изменения затрагивают льготную ставку по единому налогу – 10%. В случае, если основание для льготы отсутствует в Москве, но имелось в Подмосковье, сумма налога по итогам года исчисляется без учета льготы по ставке 15%. Если авансовые платежи были рассчитаны с учетом льготы, а налог будет уплачен по полной ставке, то норма, ухудшающая положение налогоплательщика, приобретает обратную силу и тем самым входит в противоречие с действующим законодательством, - обратила внимание Татьяна Ильинова. – С 2013 года в Москве увеличивается транспортный налог, ставки возрастут на 5-7 рублей с каждой лошадиной силы. А вот в налоге на имущество новые москвичи выиграют, однако только до того момента, пока сумма налога считается со стоимости по оценке БТИ. Если налог будет рассчитываться с рыночной стоимости недвижимости, то Москва будет платить налог выше, чем Подмосковье, несмотря на более низкие ставки».
Подводя итоги круглого стола, Александр Семенников и Павел Гагарин пообещали, что многие предложения, высказанные в ходе встречи, лягут в основу законопроектов, над которыми будут работать депутаты Мосгордумы совместно с экспертами.
Дополнительную информацию Вы можете получить в экспертном совете при комиссии Мосгордумы по законодательству:
Виталий Цветков, (495) 740-12-64, inform@gradient-alpha.ru
Эксперты Мосгордумы обсудили стратегию развития Московской агломерации
31.10.2012
25 октября 2012 г. состоялось расширенное заседание экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству по теме «Московская агломерация: законодательство, инвестиции, перспективы»