Инициатором встречи выступила компания ADG Group, которая является автором проекта 39 новых многофункциональных районных центров на месте заброшенных кинотеатров. Эти центры будут точками сосредоточения культурной жизни района, новыми местами притяжения и формирования локальных сообществ. В разработки проекта ADG Group ориентируется прежде всего на потребности и запросы жителей каждого конкретого района, как основных пользователей будущих центров.
«В 2014 году компания ADG Group выкупила 39 заброшенных кинотеатров, которые когда-то являлись знаковыми местами жизни района. Долгое время они стояли законсервированными. Мы хотим вернуть им роль центров местной общественной жизни, наполнив новыми смыслами и при этом сохранив их уютный домашний формат территории «для своих». Если хочешь изменить качество жизни людей, то действия реконструкцией зданий ограничиться не могут. К решению вопроса надо подходить комплексно и искать способы объединения людей», – отметила Ольга Захарова.
Борис Булай продолжил вступление Захаровой разговором о городских мегапроектах и о том, какое место занимают в этих глобальных планах реконструкции и моедрнизации Москвы такие понятия, как «малая родина»:
«В частном секторе сейчас стали очень много заниматься мегапроектами, и в большинстве случаев за мегапроектом стоят цифры. В данном случае за проектом стоят люди. Говоря о малой родине, мы говорим не только о районе, мы говорим о месте притяжения каждого из нас. И наша задача как города – сделать каждый район не просто привлекательным, а полноценным, самобытным и районом, где каждый из нас чувствовал бы себя комфортно, безопасно, с полным набором атрибутов полноценной жизни в этом районе».
В рамках паблик-тока «Это мой район» известные москвичи поделились историями из личной жизни, так или иначе связанными с конретными районами города. Михаил Швыдкой начал свое выступление с ответа на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы привести людей куда-то:
«Люди будут приезжать туда, где интересно. Москва очень изменилась, она уже не та, какой была, допустим, в середине 50-х годов, когда районы Сокол, Фили, Коломенское, Марьина Роща были пригородами. Для людей, которые жили в этих районах, поездка в центр была событием. Соответственно в каждом из этих районом существовала своя жизнь. Сегодня же между Дегунино и Южным Бутово нет особой разницы – те же магазины, похожая инфраструктура. Важно лишь то, что в центре ты не знаешь никого, а в этих местах знаешь всех. Это ощущение района является ключевым. В этом смысле идея ADG Group правильная – люди хотят, чтобы было место, куда можно привести ребенка, провести время. Но нужен живой диалог с жителями. Именно они будут формировать запрос. Активная пубика от 16 до 65 все равно будет искать места по собственному интересу, а вот для детей и пожилых это место станет очень важным».
Телеведущая Лариса Вербицкая поделилась воспоминания о жизни в районе улицы Беговая, застроенной когда-то пленными немцами, в доме с окнами, выходящими на ипподром. А также рассказала о том, какое важное место в ее жизни, в связи с работой, занимает район Останкино, по словам Вербицкой, уникальный благодаря своей флоре и фауне.
«Нам не все равно, какой будет Москва. Хочется, чтобы в Москве сохранялись все существующие стили, архитектура той или иной эпохи. Чтобы эти страницы из летописи города сегодня не вырывали. Чтобы у каждого была своя история, связанная с этим городом, и своя Москва».
Историк и москвовед Сергей Никитин продолжил мысль Вербицкой, заметив, что постепенно исчезают приметы того или иного места, а когда не остается никаких вещественных останков, то пропадает и память. В качестве положительного примера сохранения жителями района его истории Никитин рассказал о Тушине, нынешние обитатели которого знают очень много о родных местах, могут рассказать о том, как принцесса Диана посещала тушинскую детскую больницу, и показать спрятанный от посторонних глаз за торговыми палатками стадион, где впервые встал к воротам Лев Яшин.
«Люди сейчас редко тратят время на посещение центра города, потому что в каждом районе есть свои торговые центры. Нет времени и сил куда-то ехать, и на окраинах, таким образом, сложилась собственная инфраструктура. Когда мы попадаем в такие районы, как Тушино, нет ощущения периферии. Это и есть малый патриотизм – когда ходишь по окраинам и натыкаешься на старый фонарь, а в голове сразу музыка со старой танцплощадки. Когда люди вокруг рассказывают истории. Локальный туризм может и должен существовать, например, в виде экскурсий для школьников».
Журналист Андрей Колесников любимым районом назвал поселок Сокол, также известный как поселок художников. Именно там располагалась редакция газеты «Коммерсантъ», так что, по словам Колесникова, в этой точке Москвы он невольно прожил последние 15-17 лет. И, заинтересовавшись историей этого уникального района, взялся за его «биографию». Оказалось, что многие семьи, когда-то застраивавшие поселок, живут там и по сей день, а, значит, могут рассказать и о первом уставе своего жилищного кооператива, и о падении самолета «Максим Горький» прямо на поселок, и о настоящем зоопарке на улице Крамского.
«Надо признаться, Москва всегда казалось мне чем-то враждебным, но последние пару лет мое отношение к Москве, точнее к центру города, изменилось. По понятным причинам. Единственное место, которое я никогда не считал враждебным, – поселок Сокол. Самое прекрасное местно в городе, и с этим вряд ли можно поспорить».
Коренной москвич Михаил Куснирович вспомнил о том, как тяжело было наблюдать за реконструкцией детской площадки у его дома на Фрунзенской набережной.
«Та Москва, которая была моей, – ее нет. Давно нет Москвы моих родителей, бабушки и дедушки. Сейчас это город моего старшего сына, ему на смену придет город младшего. Мы привыкли оценивать Москву по себе: бывает, что мы есть, а Москвы уже нет. Поэтому всегда очень хочется, чтобы все нововведения начинались там, где нас нет. А в нашем районе все бы законсервировалось. Но не стоит преувеичивать собственное представление о том, каким должен быть город. Москва все время строится и меняется, и это здорово. Просто очень быстро. От этого становится грустно и приходится справляться с этой грустью, проводя всяческие мероприятия».
Куснирович рассказал, что идея катка на Красной площади появилась не случайно, ведь еще в XV веке это место было базарным, а следовательно каток бывал там в ярмарочные дни задолго до наших дней.
«Такое обустройство пространства – временное, чтобы порадовать гостей. Зимой – каток, летом – цветочная поляна, 9 мая – парад. Делать что-то постоянное было бы чудовищной ошибкой. Но без этих мероприятий площадь была бы неживой».
В завершении беседы, Ольга Захарова обратила внимание спикеров и слушателей на то, что многие районы утратили не только айдентику, но и дух добрососедства. Так что важно начать возрождение традиций и добрососедства, благодаря которым может измениться облик целого города.
Организатор — компания ADG Group. Новый проект ADG Group — это создание районных центров с учетом вызовов времени, мирового градостроительного опыта и изменившихся запросов локальных сообществ.
3 июля на площадке Moscow Urban Forum прошел паблик-ток «Это мой район. Возрождение идентичности места»
06.07.2016
3 июля на главной сцене ЦВЗ «Манеж», в рамках Московского Урбанистического Форума, прошел паблик-ток «Это мой район. Возрождение идентичности места». Участие в беседе приняли спецпредставитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, телеведущая Лариса Вербицкая, журналист Андрей Колесников, историк Сергей Никитин и предприниматель Михаил Куснирович. Первый заместитель руководителя Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы Борис Булай и управляющий директор ADG Group Ольга Захарова выступили модераторами беседы.