Как сэкономить 50-60 млрд. грн. для государства в год.

02.09.2010

Сегодня в нашей стране действует (а не существует) полноценная власть, которая ведет единую социально-экономическую политику по всей своей вертикали и горизонтали, что обеспечивает эффективную организационно-правовую систему проведения реформ, включая подготовку законодательных и нормативно-правовых актов, их принятие и внедрение в жизнь.

Сегодня в нашей стране действует (а не существует) полноценная власть, которая ведет единую социально-экономическую политику по всей своей вертикали и горизонтали, что обеспечивает эффективную организационно-правовую систему проведения реформ, включая подготовку законодательных и нормативно-правовых актов, их принятие и внедрение в жизнь.
Но, учитывая объективную необходимость после длительного периода политической нестабильности, проводить реформы динамично, дабы не допустить скатывания украинской экономики ниже точки невозврата, можно не заметить недобросовестные шаги некоторых партнеров по коалиции, которые несут ответственность за вверенные им в управление портфели.
Так, принятый летом этого года в редакции менеджеров Министерства экономики (далее – МЭ) Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» № 2289- IV(далее Закон) вернул к жизни «солитёра» в сфере управления государственным имуществом, рожденного парнями с БЮТ. Раньше он назывался Тендерной палатой, а сейчас – МЭ.
Замылив глаза популярными терминами, такими как «коррупционное правонарушение», «преступление», «сговор», «связанное лицо» и другие, в Законе прописан механизм, как с помощью длительных и неэффективных процедур закупки склонить и заказчика и потенциального победителя торгов к единой процедуре – закупки у одного участника, которая согласовывается с МЭ. В 2009 году ставки за согласование такой процедуры достигли 8% .
Но это не основное зло этого Закона.
Каждый товар имеет свой товарный цикл на протяжении 12 месяцев бюджетного года и, в зависимости от сезонных колебаний спроса и предложения, а также других факторов, цены на товар могут подниматься на 20-50%. Поэтому, несвоевременная закупка государством, той или иной товарной группы, во–первых: повышает, и без того, ажиотажный спрос, что влечёт за собой неестественное стимулирование рынка и повышение цен на эти товары, их компоненты, сырье и энергоносители, а, во-вторых: такой перекос в системе государственных закупок несет громадные потери государственных, в т.ч. бюджетных средств и блокирует выполнение. Конечно же все министерства и другие центральные органы исполнительной власти будут отчитываться о выполнении, и возможно перевыполнении, бюджета в текущем году, но это в денежном выражении, а на выходе мы имеем для выполнения бюджета большее количество проданного государственного имущества, чем было запланировано и меньшее количество закупленного имущества, чем было предусмотрено годовыми планами закупки, которые в последствии пересогласовывались с МЭ.
Основной процедурой согласно п.1 ст.20 Закону являются, так называемые, открытые торги. Период времени от подачи заказчиком объявления, для его публикации, об открытии процедуры закупки до заключения договора с победителем составляет 2-3 мес.
При этом сама процедура открытых торгов как таковых торгов не содержит и больше напоминает игру между участниками процедуры и заказчиком в «морской бой», в которой заказчику известны все «координаты» участников, а участникам известна «фамилия, имя, отчество, должность и адрес должностных лиц, уполномоченных осуществлять связь с участниками» (п. 2. ст.2)
Но, в конце концов, победителем и над участниками и над заказчиком становится МЭ.
Кратно проанализируем, куда ведут лабиринты открытых торгов.
Процедура открытых торгов описана в разделе IV Закона:
- предложения имеют право подавать все заинтересованные лица (п. 2 ст.20);
- объявление о торгах безвозмездно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок (далее - официальное издание) и размещается на веб-портале Уполномоченного органа (п. 1 ст. 21). Уполномоченным органом определенно МЭ (п.2 ст.7). Адрес веб портала указывается в объявлении (п.2 ст. 21) [Хотя можно было указать его прямо в Законе, т.к. Закон всегда можно найти в интернете, а официальное издание еще нужно поискать];
- в объявлении указывается наименование и местонахождение заказчика, наименование предмета закупки (например, металлопрокат) и другие данные. А вот конкретную информацию о необходимых технических и качественных характеристиках предмета закупки можно узнать только из «документации конкурсных торгов» (далее- документация) (п. 2 ст.22.), которая предоставляется заказчиком или может быть получена любым лицом на веб-портале МЭ (п.1 ст.22). [Обратите внимание на тонкий маркетинговый подход, вместо того чтобы в Законе указать адрес веб-портала, а на веб-портале размещать полную необходимую и достаточную информацию о предмете закупки и всех существенных условиях процедуры и ее правовых последствиях, участник сначала должен отгадать загадку: «как называется официальное издание»? Отгадав ее, он должен найти экземпляр, этого издания и, убедившись в том, что вес экземпляры уже раскуплены, точно вычислить, когда выходит следующий выпуск на следующей неделе, подкараулив его, и, купив в нужном месте, и в нужное время, участник уже не увидит объявления, которое было в прошлом номере… Но, у него появляется шанс поучаствовать в каких-нибудь других, так называемых торгах, если его продукция, например, труба диам.120 , востребована каким-то заказчиком. Конечно же среди наименований предмета закупки он не увидит нужного названия, но может увидеть там наименование «металлопрокат» и координаты уполномоченных лиц заказчика, с которыми он непременно сможет встретиться через недельку-другую. При встрече он узнает, что «труба не нужна, нужен уголок, а впрочем какие у Вас условия, оставьте координаты, мы Вам позвоним.»];
- заказчик имеет право указать в объявлении, и в документации требование о предоставлении обеспечения в размере до 5% ожидаемой стоимости закупки (п. 1.ст.24) [т.е. как Вы заметили, морской бой продолжается: в объявлении не указывается ожидаемая стоимость закупки, выше которой заказчик не будет принимать акцепт предложения (п. 2, ст.30), а по размеру обеспечения вычислить эту стоимость не возможно, т.к. он будет указан в денежном выражении и не известно, какой это процент от 0 до 5 от ожидаемой стоимости закупки.];
- изучив все уязвимые места нежелательных участников, заказчик имеет право по собственной инициативе внести изменение в документацию, продолжив срок подачи предложений на 7 дней (п.2.ст. 23);
- каждый участник имеет право подать только одно предложение ( абз.2 п. 1 ст.25) [хотя, если каждое предложение будет сопровождаться обеспечением в 5% , то почему бы не рассматривать все обеспеченные предложения? То что, если не попал в цель, - пролетел…];
- раскрытие предложений осуществляется в день окончания срока их подачи (п.1 ст.27). Во время раскрытия объявляется цена каждого предложения [вот и все торги];
- заказчик и участники не могут инициировать любые переговоры по вопросам изменения цены поданного предложения (п.2 ст.28) [ну конечно же, иначе это будет похоже на торги…, а это же форс- мажор…];
- заказчик имеет право на исправление арифметических ошибок, выявленных в предложении, при условии получения письменного согласия участника, подавшего это предложение [а вот и мина: по согласованию с заказчиком в предложении делается арифметическая ошибка, о которой, в случае необходимости заявляется на заседании комитета, так называемых, конкурсных торгов. Если же предложение нужного участника, а так проходило среди других, то ошибку можно не заметить, а экземпляр предложения потом поменять, на другой без ошибки, т.к. участникам на руки не выдаются копии предложений других участников и их они не видели, а только расписываются в протоколе];
- заказчик определяет победителя торгов из числа участников, предложения которых не были отклонены согласно этому Закону (не менее двух) ( п. 5. ст. 28).
Как мы убедились, о торгах то разработчики и забыли, … а может и не забыли, т.к. согласно п. 9 ст.28 срок рассмотрения, оценки и определения победителя может составить до 20 дней. Самое время и поторговаться… Если же участник окажется «тугодумом», то есть еще 30 дней на заключение с ним договора о закупке (абз. 3. п.2 ст.31).
Ну, а, если еще же участник будет бегать по кругу и дальше, то есть еще две мины: случайно, от третьего лица всплывает информация о том, что остальные два участника были связанными лицами, и в соответствии с п. 1 ст. 29 и п. 1 ст. 17 заказчик должен отклонить предложения связанных лиц, а торги подлежать отмене (п. 1 ст. 30).
Варианты есть и другие. Например, если в так называемых, торгах берут участие два лица, то в комитет торгов может поступить информация о задолженности одного из участников по уплате налогов и сборов или же, что он не осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с Положением его устава (п.п.1,2, п. 2) хотя в п. 3 ст. 5 запрещается устанавливать дискриминационные требования к участникам.
Есть и такие, «пропитанные духом патриотизма», причины отказа в участия в процедуре закупки, такие как, например, если участник был привлечен по закону к ответственности за совершение в сфере государственных закупок коррупционного правонарушения, или осуждено за преступление связанное с нарушением процедуры закупки, или другое преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке (п. 1. ст.17). Это же - замыливание глаз, т.к. основой эффективного использования государственных средств есть экономическая целесообразность, а не социальные репрессии лиц, которые уже понесли наказание за содеянные проступки.
Да и какая разница, заплатил ли участник налоги или нет, если его предложение, во – первых: экономически выгоднее других, а во-вторых: выполнение поставки заказчику позволит заработать средства для погашения задолженности по уплате налогов.
Остальные процедуры не менее дефективные.
Если же заказчиком дважды была отменена процедура закупки из-за недостаточного количества участников, процедура закупки у одного участника применяется в исключительном порядке (п.п. 4, п.2 ст. 39). Кстати, участники могут отсутствовать и по причине, необоснованно низкой ожидаемой стоимости закупки согласно годовому плану закупки, который можно пересогласовать с МЭ, подав документы одновременно на согласование закупки у одного участника.
Закупка у одного участника – это процедура, согласно которой Заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров (п. 1.ст. 39.)
Процедура закупки у одного участника применяется заказчиком после согласования с МЭ (п. 1ст. 39).
Обнародование информации о применении процедуры закупки у одного участника не считается приглашением к участию в процедуре закупки для неопределенного круга лиц (п. 1 ст. 39) [… не раскрывай роток на чужой вершок].
Выше приведена лишь часть механизмов, манипуляций Законом, видимая при беглом его прочтении. Остальные навыки, члены комитетов «конкурсных торгов» получат на практике.
Теперь давайте посчитаем.
Лица, стоящие за этим процессом, со времен создания Тендерной палаты, не менялись. Думаю, что их ставки могут возрасти до 10%, т.к. они «свои среди чужих (коммунистов) и свои среди своих (БЮТ)», а это дорого. Механизм «отката» прост. Раннее в общем пакете документов нужно было подавать заключение Госценинспекции об обосновании цены закупки, которое основывалось на заключениях экспертов. Вот этим то экспертам и надо было оплачивать за их услуги согласованную сумму.
В редакции данного Закона (абз. 14 п. 1 ст. 39) этот механизм конкретно ими прописан: «Обоснование применения процедуры закупки у одного участника должно содержать ссылки на экспертные, нормативные, технические и другие документы».
Заказчик же, учитывая, что он участвует в намного меньшем количестве процедур, чем МЭ, привык к 15% (5% из которых всегда оставалось у лица – исполнителя поставки), так как именно такая надбавка к рыночной цене ранее была рекомендована Тендерной палатой в официальной ее разъяснении о формировании ожидаемой цены закупки. По этому, если заказчику не «бить по рукам», то потери могут составить 15% от рыночной цены, ну а, если «бить» то 5% все равно должен заработать поставщик, иначе госсектору придется работать по предоплате и организовывать самостоятельно логистику. Кстати, это тоже может иметь место, если создать единого перевозчика на основе государственной форме собственности. Иначе, как показывает практика, сработает человеческий фактор и будут везти не туда куда надо. Тогда производителя можно заставить делать скидки, т.к. увеличивается загрузка его производственных мощностей. Но, на период выполнения таких контрактов, на производстве должны присутствовать государственные контроллеры.
Теперь суммируем потери:
Минимальные = 20% (потери от несвоевременной закупки)+ 8% (МЭ) + 5% (поставщик) = 33%
Максимальные = 50% +10% +15% = 75%.
Среднеарифриметрическая величина вероятных потерь составить 54 % от реальной цены при несвоевременной закупке. Вот такой «сюрприз» подсунули нашему Президенту разработчики Закона…
Порядки проведения процедур реализации государственного имущества утверждены КМУ для каждого распорядителя индивидуально и не имеют системного характера. Причем коррупционная составляющая, как и при закупках, намного ниже общих потерь, что связано с отсутствием эффективного системного подхода к этим процессам.
Если же правильно организовать закупки и продажи, то государство сможет избежать ежегодных потерь в размере 50-60 миллиардов гривен. Это, на самом деле не сложно.
Торги должны быть настоящими, публичными, простыми и равнодоступными для всех желающих принимать в них участие. Например, они могут быть электронными и проходить на едином веб-сайте государственных торгов (далее–сайт) через защищённую надлежащим образом сеть Интернет (например, как в банковской сфере).
Для этого можно привлечь, например, трёх интернет–провайдеров во избежание форс-мажоров, связанных с каким то либо техническим причинам.
Торги не должны длиться один час, или один день, они должны проходить в on-line режиме круглосуточно. В каждой товарной группе существует оптимальный период экспозиции (15-30 дней), на протяжении которого в открытых торгах должны приниматься предложения участников, а также изменения к ним, в сторону увеличения - при продажах, и в сторону уменьшения - при закупках. Естественно, каждый без исключения, участник должен перед участием в торгах оплатить сумму торгового обеспечения на указанном на сайте счете в Госказначействе в размере 15 % - для участия в продажах госимущества, и, в размере 5% - для участия в госзакупках.
Сайт же должен содержать подробнейшую информацию о предмете торгов, конкретные технические требования, ГОСТы, количество, условия поставки, а также другие существенные условия договоров, которые будут заключены с победителями. Тогда указанная информация будет публичной офертой для потенциальных участников, которые, принимая все условия в ней, могут дать своё согласие, оплатить торговое обеспечение.
Сайт должен содержать подробнейшую инструкцию, как им пользоваться при простом экскурсе, чтобы увидеть годовые планы закупок и продаж заказчиков, информацию о текущих торгах, в т.ч. сколько осталось времени до окончания торгов, дату и время фиксинга предложений, и другую информацию в т.ч. текущие предложения участников, а также как принимать участие в торгах и критерии определения победителя, которые могут быть не только ценовыми, но четкими и понятными для участников.
При осуществлении платежа для предоставления торгового обеспечения, участник в платёжном поручении рядом со своим названием указывает адрес электронной почты и номер мобильного телефона, с которых он будет брать участие в торгах . В течении суток, после зачисления средств в оплату обеспечения, участнику приходит сообщение, в котором указаны код доступа для участия, а также номер электронной почты и мобильного телефона, куда отправлять предложения.
Предложения участниками вносятся через сеть Интернет или с помощью SMS-сообщений, которые в течении 15 мин. появляться на сайте. Каждый участник, при желании может идентифицировать себя для наблюдателей, отправив об этом сообщение на указанный адрес электронной почты или номер мобильного телефона.
Наблюдать за проведением торгов сможет любой гражданин Украины, в т.ч. и работники контролирующих органов, которые будут иметь свои коды доступа, чтобы при желании, видеть реквизиты участников.
К торгам может применяться дифференцирований подход определения результатов, путем дробления лотов в рамках общего количества. В этом случае объявляется общее количество товара, подлежащего закупке или продаже. Каждый участник, внося предложение по цене за единицу, указывает то количество товара, которое он хочет поставить или купить. По каждому количеству отдельно определяются результаты предварительных торгов. После этого определяются возможные комбинации, из которых для заключения договоров выбирается оптимальная, обеспечивающая минимальные затраты при закупке и максимальную выручку при осуществлении продаж. Каждый участник в таких торгах изначально принимает условие, что, если оптимальная комбинация содержит часть его предложения, то он обязан выполнить обязательства по результатам торгов в этой части.
Определение результатов и оптимальных комбинаций происходит автоматически на с помощью заложенного в систему торгов программного обеспечения, алгоритм работы, которого тоже будет публичен и размещен на сайте.
По окончанию торгов фиксируется предложения всех участников. Если кто-то из них готов ожидать, выполнил ли условия торгов победитель, то он не отзывает свое обеспечение, и его предложение будет рассматриваться в случае, если победитель действительно не выполнит своих обязательств. Победителям, которые не выполнили свои обязательства по покупке или поставке предмета торгов, обеспечение не возвращается
В случае необходимости, торги могут проводиться на условиях форворда или фьючерса.
Но, для того, чтобы искоренить полностью коррупцию в этой сфере, так как кулибины «запутать» участников все равно найдутся, организацией и проведением торгов должен заниматься отдельный орган, например, Государственное предприятие «Государственный торговый дом» (далее – Предприятие), которое будет подчиняться непосредственно КМУ и будет отвечать за эффективность торговой политики в сфере управления госимуществом.
Заказчики будут обязаны за месяц до окончания текущего года подавать Предприятию годовые планы закупки и реализации с расшифровкой в пояснительных записках к ним, в которых будет указана информация о предметах торгов, их спецификация, технические и другие требования, при наличии, копии сертификатов происхождения и паспортов соответствия, а также все существенные условия договоров, которые планируется заключить по результатам торгов. В случае необходимости заказчик направляет изменение в годовые планы. Пояснительные записки также должны содержать обоснования проведения закупок или продаж именно таких материальных ценностей, с такими характеристиками, в таком количестве и в такой период времени.
Подразделения предприятия будут изучать товарные циклы номенклатуры предметов торгов, сезонные колебания, товарные остатки на внутреннем рынке и взаимоотношения с их собственниками, тенденции на внутреннем и внешних рынках, а также другие макроэкономические показатели, в т.ч. тенденции рынка валют и экспортно-импортную политику КМУ. После чего согласовываются годовые планы закупок и продаж или же предоставляется обоснованное предложение и рекомендации заказчику внести в них изменения.
Предприятие также предоставляет рекомендации заказчикам в отношении партий товаров, лотов, календарного графика закупок и продаж, периодов экспозиции товаров на рынке, а также, как сбалансировать своевременность закупок и продаж при наличии «кассовых разрывов» или срочной необходимости использования средств спецфонда, для получения максимальной эффективности использования госимущества и средств от его реализации.
Расходы на содержание аппарата, программное обеспечение и техническое обслуживание системы торгов, проведение надлежащей маркетинговой политики и разъяснительной работы по всей территории Украины, проведение квалифицированных исследований рынка и его тенденций, будут покрываться с хозяйственной деятельности Предприятия, в т.ч. с каждого участника может взиматься символическая плата за пользование сайтом, а с каждого победителя до 0,5% от стоимости договоров (контрактов, заключенных по результатам торгов).
Само собой разуметься на имущество Предприятия (в т.ч. программное обеспечение системы торгов) не может быть обращено принудительное взыскание или арест и оно не должно подлежать любым видам отчуждения, в т.ч. приватизации.
Конечно же, со временем, деятельность Предприятия наберет популярности и среди частных компаний и физических лиц, которые будут заинтересованы в эффективном продвижении на рынке своего движимого или недвижимого имущества, в оптимальных закупках и продажах товаров, работ или услуг.
Предприятие должно иметь право осуществлять любые «безопасные» хозяйственные операции, связанны с посреднической деятельностью, страхованием, консалтингом, арбитражем, а также иметь своих брокеров на ведущих мировых биржах.
При такой организационно-правовой системе закупок и продаж, в случае , если заказчиками являются субъекты государственного сектора экономики, участники, при предоставлении торгового обеспечения, перечисляют денежные средства на счет предприятия в Госказначестве, а, если заказчиками являются субъекты предпринимательской деятельности или физические лица, то на расчетный счет предприятия в Уполномоченном банке.
Конечно же оптимально, чтобы предприятие действовало по поручению заказчика согласно договоров поручения, заключенных на основании типового договора, утвержденного КМУ. И чтобы все средства при закупках и продажах проходили через счет Предприятия. Это даст дополнительные возможности Предприятию оказывать услуги арбитража, страхования сделок, предоставления гарантий выполнения обязательств заказчиками, если они являются и участниками каких то сделок, учитывая, что их средства так или иначе будут транзитом проходить через счет Предприятия. Также это будет способствовать финансовой дисциплине и избеганию судебных разбирательств.
В общем, нужен правильный закон, подзаконные акты, программное и техническое обеспечение и помещение, чтобы разместить сотрудников Предприятия в количестве до 80 человек. На это нужно потратить около 3-4-х месяцев работы и порядка 4-5 млн. грн., не учитывая расходов по помещению. Теоретически реально вступить в новый бюджетный год с эффективной системой закупок и продаж государственного имущества, которая обеспечит ровно дыхание бюджетным программам, зависящих от доходной части бюджета.
Искреннее надеюсь, что граждане Украины, которые по рабочей или иной необходимости имеют возможность общаться с Президентом Украины нашей страны, выполнят свой гражданский долг и сообщат о моей публикации. Уверен, что этим граждане принесут эти существенную пользу для государства. Заранее благодарю.
Еще небольшие наблюдения в отношения бюджетных поступлений, вернее недопоступлений.
Исторически сложилось, что на рынке спирта, продажа, которого является госмонополией, происходит перетягивание каната для утверждения сферы влияния на него между департаментом акцизного сбора ГНАУ и концерном «Укрспирт», который находится в сфере управления Министерства аграрной политики. При этом приблизительно 50% всего спирта продается на «черном рынке» за наличные, что способствует недопоступлению акцизного сбора в бюджет страны и развитию коррупции в налоговых органах, Минагрополитики, милиции, таможне. Решить эту проблему просто.
В общей себестоимости литра спирта, который покупается его потребителем на «белом рынке», основной удельный вес составляет акцизный сбор, а не, например, энергоносители. Многие предприятия предпочитают потреблению газа использовать мазут, т.к. в этом случае, не только возможна какая-то экономия при производстве спирта, но тяжело просчитать объемы его производства. Рынок же газа зарегулирован и каждый его кубометр учитывается в ОДУ ДК «Укртрансгаз». Поэтому, будучи нормальным аудитором и разбираясь хоть немножко в производстве, проверяющий легко сможет посчитать, сколько было произведено спирта из расчета потребленных энергоносителей. Следовательно, чтобы иметь четкую картину о количестве произведенного спирта и облегчить работу контролирующих органов, необходимо, во-первых, перевести на потребление исключительно газа, при этом провести ревизии в части наличия, возможностей использования альтернативных источников энергии (в конце концов, предприятия эти государственные и поступления за газ тоже идут в доход государства), а во-вторых: установить акциз для этих предприятий с каждого потребленного кубометра газа на производство спирта, а не с литра продаваемого спирта. Таким образом, поступления в бюджет от уплаты акцизного сбора всегда можно планировать и контролировать по данным не только предприятий – производителей спирта, но и по данным ДК «Укртрансгаз».
Кстати, о зерне. Моя концепция создания стратегических резервов Украины, предусматривает создание резервов субъектами хозяйственной деятельности. Так, например, желающие экспортировать (иметься ввиду добросовестный экспорт, без извращенных желаний заработать за счет возврата НДС) зерно, должны войти в Ассоциацию зернотрейдеров, обязательства которой создавать стратегический запас продовольственного зерна на внутреннем рынке. И только после того, когда Ассоциация задекларирует неприкосновенный запас продовольственного зерна, который будет в ее собственности, но иметь специальный режим использования, согласованный с государством, до следующего урожая, на внутреннем рынке, члены Ассоциации будут иметь право экспорта по разнарядкам Ассоциации. Разуметься на местах хранения стратегического государство должно иметь постоянных своих контролеров. Использование такого запаса будет целевым, согласованным с государством. Отпуск и использование таких запасов должен осуществляться по Нарядам Госкомрезерва или Минагрополитики.

Приложение: Концепция создания стратегических резервов Украины.

Следственно-арестованный Днепропетровского СИЗО Н.Синьковський