25 января 2011 года в Общественной Палате РФ состоялся Круглый стол «Особые дети» и общество равных возможностей», который проводился в рамках ежегодных XIX Международных Рождественских образовательных чтений (секция «Необходимая помощь семьям с ментальными инвалидами»).
Организаторы Круглого стола: Некоммерческое партнерство семей, растящих детей-инвалидов "Мыс Доброй Надежды" и МООМС "Большая семья" при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике (Председатель – Е.Л.Николаева) и МБФ «Семья России» (Президент Фонда – депутат ГД РФ Кузьмина А.В.)
В Круглом столе приняли участие представители Государственной Думы и Общественной Палаты РФ, представители Правительства Москвы, Департаментов соцзащиты и образования, представители РПЦ, Союза журналистов России, учебных заведений общеобразовательной и коррекционной направленности, некоммерческих и общественных организаций, родительской общественности.
В ходе работы обсуждались вопросы взаимодействие семей, воспитывающих детей-инвалидов с ментальными нарушениям, и общества, пути решения проблем интеграции инвалидов в социум, проблемы и перспективы инклюзивного образования детей с ментальными нарушениями, готовность общества принять инвалидов и пути повышения толерантности и т. д.
По итогам Круглого стола «Особые дети» и общество равных возможностей" была принята резолюция и рекомендации, обращённые к различным общественным и государственным структурам.
«Участники Круглого стола отметили следующее:
дети-инвалиды с ментальными нарушениями и воспитывающие их семьи являются одной из наиболее незащищенных категорий граждан нашей страны;
все больше детей-инвалидов воспитываются в семьях, постепенно прекращается позорная практика оставления детей с психофизическими нарушениями на попечение государства, что свидетельствует о повышении нравственности и социальной ответственности родителей;
в то же время существующая в России система жизнеобеспечения детей-инвалидов с ментальными нарушениями и их семей фактически не приспособлена к возрастающему количеству «родительских» детей в части, касающейся их обучения, образования и социальной интеграции вследствие того, что до последнего времени они являлись контингентом психоневрологических детских домов-интернатов;
остро также стоят вопросы изолированности от общества семьи с ребенком-инвалидом, необходимости психологической поддержки семьи, при этом крайне востребованной является помощь со стороны Русской Православной Церкви.
Отдельно отмечена необходимость высокой степени ответственности средств массовой информации за формирование адекватного представления о проблемах этой категории населения, значимость роли СМИ при формировании нравственности и толерантности общества в целом.
Особое внимание в ходе обсуждения уделялось существующему положению в сфере обучения и социальной интеграции детей-инвалидов с ментальными нарушениями, вопросам их инклюзивного образования.
Отмечено, что важным шагом в направлении соблюдения и защиты прав детей-инвалидов на образование является принятие Закона г.Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г.
Вместе с тем на федеральном уровне до настоящего времени не создана нормативно-правовая база образования детей с особыми образовательными потребностями, включающая инклюзивное образование. Это приводит к исключению из системы общего образования сотен тысяч детей данной категории, к снижению качества их жизни и социализации, часть из них - с тяжелыми нарушениями - лишены образования полностью.
Участники подчеркнули, что успешное решение проблем, связанных с развитием инклюзивного образования детей, имеет существенное значение не только для совершенствования системы российского образования, но и для становления системы межличностных отношений, основанной на гуманистических принципах, взаимоуважении и толерантности.
В то же время отмечалось, что принцип инклюзии детей-инвалидов к здоровым сверстникам не может быть применен поголовно ко всем категориям детей с ментальными нарушениями, которые характеризуются разной степенью сохранности интеллекта.
Участниками подчеркивалось, что при реализации программ обучения и социальной интеграции детей-инвалидов с ментальными нарушениями необходимы и не взаимозаменяемы как инклюзивное, так и коррекционное образование, в зависимости от возможностей и способностей самого ребенка «с особыми образовательными потребностями».
Часть из них может быть успешно интегрирована в общеобразовательную среду путем инклюзивного обучения с привлечением дополнительного психолого-педагогического коррекционного воздействия и сопровождения в процессе обучения помощниками-специалистами (тьюторами).
Другая категория, до настоящего времени не включенная в образовательное пространство, – дети с выраженными нарушениями интеллекта, тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, отсутствием речи, которые нуждаются в особых условиях реабилитации.
Резюмируя мнения участников, с учетом доступного в настоящее время обширного опыта западных специалистов, множества зарубежных методик по педагогической и поведенческой коррекции, а также апеллируя к мировой статистике, можно с уверенностью констатировать, что дети с ментальной инвалидностью имеют большой потенциал для успешной социальной интеграции, они обучаемы и не потеряны для социума.»
Полностью прочитать текст резолюции по итогам круглого стола «Особые дети» и общество равных возможностей» можно на сайте МООМС «Большая семьЯ» http://mnogodetki.ru/?p=1742
Круглый стол "Особые дети" и общество равных возможностей"
16.02.2011
25 января 2011 года в Общественной Палате РФ состоялся Круглый стол «Особые дети» и общество равных возможностей», который проводился в рамках ежегодных XIX Международных Рождественских образовательных чтений (секция «Необходимая помощь семьям с ментальными инвалидами»).