«Цифра» победила «бытовуху»


После неудачно 2009-го, в 2010 году рынок электробытовой техники в России ощутимо вырос, преодолев докризисные показатели в рублёвом эквиваленте и достигнув их — в долларовом. На импорт, помимо изменяющейся покупательской способности россиян, влияет и развитие производства мелкой бытовой техники в России

Исследовательская компания AS MARKETING (ООО «Академия сервис») представляет данные исследования «Ритейл бытовой техники и электроники РФ. Структура, емкость рынка, тенденции развития в новых рыночных условиях 2008-2010гг». Исследование касается основных тенденций рынка, а так и подробного рассмотрения импорта электробытовой техники в РФ.

Согласно мнению экспертов, Россия формально стоит на четвертом месте по потреблению бытовой электротехники и радиоэлектроники в Европе. Место России на мировом рынке бытовой электротехники и радиоэлектроники соответствует ее современному экономическому, потребительскому и промышленному потенциалу, что ставит страну в число периферийных рынков с весьма ограниченными возможностями для значительного дальнейшего роста.

После завершения «потребительского бума» 90-х годов (происходившего в условиях ограниченной платежеспособности российских потребителей) и насыщения «первичного» спроса, в настоящее время российский рынок имеет вполне сложившийся характер и развивается преимущественно как рынок «вторичного» потребления (для замены техники в соответствии с ее жизненным циклом), за исключением новых появляющихся сегментов и видов продукции.

В сравнении с западными рынками, маржинальность (доходность от поставок и продаж) российского рынка бытовой техники для иностранных производителей техники сравнительно невысока. На сегодняшний день фактически на рынке России доминирует недорогая техника с невысоким уровнем добавленной стоимости.

Сам модельный ряд, представленный в стране, намного уже ряда, представленного на западе. По количеству продаж, в наиболее интересном для ведущих производителей премиальном сегменте, Россия проигрывает западным, а по общему объему сделок азиатским странам. Кроме того, на конъюнктуре сказался и кризис.
В 2009 г. многие российские потребители отложили покупку вещей, которые нельзя отнести к предметам первой необходимости, пошатнулась налаженная система потребительского кредитования, сильно вырос валютный курс, в результате чего подорожали комплектующие. В России падение рынка бытовой техники, по разным оценкам, в 2009 г. составило 20 - 30% (более чем 40% в долларовом выражении) – фактически, до уровня 2006 г.

Тем не менее, оценка аналитиков AS MARKETING оптимистична, по итогам 2010 г. российский рынок бытовой электротехники и радиоэлектроники вырастет приблизительно в полтора раза и практически выйдет на предкризисный уровень, а в рублевом выражении превзойдет его.
Совокупный стоимостной объем производства в стране бытовой электротехники и радиоэлектроники в 2010 г. составит около 125 млрд руб. (немногим более 4 млрд. долл.), что вдвое больше, чем в 2005 г. и соответствует уровню 2007-2008 гг. (в долларовом выражении – приблизительно на 10-15% ниже). После снижения выпуска в 2009 г. к показателю предыдущего года на 17% (при пересчете в доллары США по курсу – на 35%), в 2010 г. рост стоимостного объема производства в РФ бытовой электротехники и радиоэлектроники составит около 28% (по оценке на базе данных за 10 месяцев).

В России в настоящее время выпускается почти вся номенклатура бытовой электротехники и радиоэлектроники, однако преимущественно производство представляет собой лишь сборку изделия из импортируемых комплектующих.

Формально основная часть потребляемых в России холодильников, стиральных машин, телевизоров, газовых и электроплит, производится в настоящее время отечественными предприятиями (и доля их растет). Однако большинство заводов принадлежит иностранным компаниям или осуществляет для них контрактное производство определенных моделей. Российских торговых марок осталось на рынке крайне немного, и они постепенно исчезают, отчасти замещаясь импортным предложением.


Вет
0