Сегодня многие не помнят или просто не знают, что значило выпустить подобный спектакль в начале 80-х, когда «религиозная пропаганда» каралась зачастую вполне реальными тюремными сроками. Тем не менее, спустя восемь лет с того момента, как молодым музыковедом Евгением Левашевым овладела крамольная идея реконструировать «Рождественскую драму, или Комедию на Рождество Христово» митрополита Димитрия Ростовского, эта «славянская мистерия» увидела свет рампы.
Впервые пьеса Ростовского была поставлена в 1702 году в Ростове Великом самим автором, силами воспитанников местного духовного училища. Митрополит Димитрий Ростовский (в миру – Даниил Туптало) был самым популярным автором, когда-либо писавшим на церковнославянском языке. В XVIII–XIX веках труды Ростовского, в том числе знаменитые «Жития святых», переиздавались каждые пять лет, а его самого православная церковь посмертно канонизировала. «Комедия на Рождество Христово» была так популярна, что дошла до XX века: ее разыгрывали солдаты на фронтах Первой мировой войны…
Евгений Левашев в течение ряда лет собирал по крохам музыкальные материалы того времени, включая немногие сохранившиеся автографы самого Ростовского. Тогда ведь принято было записывать только текст пьесы, а музыку для каждой постановки подбирали фактически заново. Левашев сумел воссоздать из церковных песнопений, народных мелодий, песен и колядок сложнейшую партитуру, которая кажется абсолютно подлинной. Сакральность хоров, предельная выразительность монологов, совершенная красота народных напевов — все это оказывает магнетическое воздействие.
В 1982 году состоялась премьера «Ростовского действа» в Камерном музыкальном театре. Евгений Левашев увлек этим замыслом Бориса Александровича Покровского и совместными усилиями они возродили к жизни самый древний из сохранившихся образцов русского музыкального театра. И вряд ли это могло случиться на какой-то другой сцене. Камерный музыкальный театр — уникальный коллектив, где все артисты способны выполнять нестандартные исполнительские задачи, открыты для нового и необычного, приучены тонко вникать в стиль сочинения. И кому бы еще оказалось под силу сохранять слаженность исполнения без дирижера и оркестра в сложнейшем трехчасовом спектакле?..
Покровский назвал спектакль «действом», подчеркивая тем его жанровую необычность. То, что происходит на сцене нельзя назвать ни оперой, ни драмой. Это именно действо, в котором перед публикой предстают аллегорические фигуры, библейские и исторические персонажи. Они существуют в особом пространстве, созданном Покровским и художником Михаилом Белкиным, пространстве-вселенной, которое сливается со зрительным залом и делает каждого зрителя участником этого театрального священнодействия.
Надо было обладать поистине гениальным тактическим чутьем Покровского, чтобы суметь протащить крамольное название через высокие идеологические инстанции. Но вплоть до самой премьеры, которая состоялась в июне 1982 года, мало кто верил в реальность происходящего. Да и потом, на протяжении ряда лет, каждый спектакль играли как последний, ожидая, что вот-вот последует запоздалый запрет. Не последовал. Камерный театр успел сменить адрес, переехав из знаменитого подвальчика на Соколе в самый центр Москвы, на Никольскую. А «Ростовское действо» по-прежнему играют при неизменных аншлагах.
Позднее Евгений Левашев мог уже совершенно открыто говорить о «Ростовском действе», как о «славянской мистерии». Мистерий, впрочем, в постсоветские годы наши театры ставили немало, но ничего сопоставимого с «Ростовским действом» за все минувшее время так и не появилось. Для многих и многих зрителей этот спектакль становился настоящим откровением. И сегодня, когда духовные ориентиры вновь ослабли, этот спектакль Покровского, укрепляющий веру даже не столько в Бога, сколько в Человека, говорящий со зрителем о вечных ценностях на столь высоком эмоционально-художественном уровне, быть может, особенно актуален.
26 апреля «Ростовское действо» будет представлено в 250-й раз. Среди его участников – многие из тех, кто выступал еще в премьерных спектаклях: Ярослав Радивоник, Ирина Бартенева, Мария Лемешева, Людмила Соколенко, Борис Тархов, Евгений Болучевский, Виктор Боровков, Борис Дружинин и другие.
Юбилей "Ростовского действа" в театре Покровского
14.04.2011
26 апреля в Московском Камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского состоится 250-е представление легендарного спектакля «Ростовское действо»