Конкурс педагогов и церемония награждения победителя состоялись 7-8 апреля на Международном конкурсе вокальных и речевых педагогов в Москве. Мы расспросили Андрея о его впечатлениях от участия и победы.
Андрей, что представляет собой этот конкурс?
Этот конкурс не имеет аналогов в СНГ. Он проходит раз в два года в несколько этапов и проводит его Российская Общественная Академия Голоса, объединяющая профессиональных вокальных и речевых педагогов. Задача участника конкурса – представить свою методику преподавания. Конкурс проходит в два тура – заочный и очный. В первом туре жюри работали с видеозаписями уроков. Во время второго тура члены жюри очно оценивали технику и методику преподавания сценической речи. При этом состав обучаемой аудитории не был известен преподавателю заранее, а времени на занятие с группой было предусмотрено всего полчаса.
И какая же аудитория попалась Вам?
Если два года назад аудитория состояла в основном из студентов-актеров, то на этот раз обучать нужно было вокалистов Музыкального колледжа имени Гнесиных. Отмечу, что они, в отличие от актеров, проходили технику речи не в тех объемах, что, конечно же, усложняло задачу преподавателям на сцене. Однако для меня это был хороший вызов. Для себя отметил, что «певцы» сильно вокализируют речь. Приходилось буквально «вытаскивать» их звучание в речевую середину и направлять в резонаторы.
Как решили справиться с такой сложностью?
Для начала я провел комплексную разминку, где мы «раздышались» и «раззвучались». При этом члены жюри отметили, что мне удалось получить хороший отклик от аудитории, то есть заинтересовать их в происходящем на сцене, что заставляло группу стараться сильнее. Хотя было очень сложно вложить в 30 минут, то 21 упражнение, которые я набросал для ребят.
Успели?
Нет, конечно. Но даже этого времени жюри хватило, чтобы отметить системный подход к обучению участников моего урока. Кроме того, были отмечены интерактивность и элементы шоу в моей программе. Ребята заулыбались, и процесс пошел веселей и легче. А это крайне важно для верного звучания. Особенно уважаемым членам жюри понравилось то, что я сразу же исправлял ошибки отдельных студентов и закреплял правильную технику. В этом, по-моему, и заключается педагогика.
Какие ошибки допускались чаще всего?
В основном это касалось техники вдоха: то у студентки «не работала диафрагма», то парень «взял верхний вдох». Частые ошибки, но их можно исправить точечно во время занятий. Было отмечено, что именно последовательный и индивидуальный подход в решении этих недостатков очень эффективен. Показательно: участники и некоторые члены жюри после моего выступления просили подсказать, где можно взять мою методику или мой учебник.
И где же его можно взять?
А нигде. Я не очень верю в учебники, которые открываешь и следуешь предложенным рецептам. Я считаю, что нужно собрать наиболее яркие примеры того «как было» и того «как стало» после моего курса. Тогда человек будет видеть результат и сможет прикинуть, какие ошибки он делает чаще всего. Сейчас работаю над таким сборником и, надеюсь, скоро он увидит свет.
Какой момент во время конкурса запомнился Вам больше всего?
Уже после выступления претендентов одна из членов жюри – Медведева Марина Васильевна, Заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ им. Гнесиных проводила свой мастер-класс. Я присутствовал на нем как гость. И когда она начала публично цитировать мою терминологию, указывать на меня и говорить, что мы работаем в одном направлении и друг друга понимаем, то мне было невероятно приятно. Это признание очень важно и неожиданно для меня.
Что же победа в таком конкурсе значит для Украины?
Ну, во-первых, это огромный прорыв, поскольку до 2014 года представитель именно нашей страны является лучшим речевым педагогом русскоговорящего пространства. Во-вторых, победа открывает возможность развивать это движение и выводить его на абсолютно новый уровень. Академия поручила мне организовать проведение специализированного конгресса в Киеве. Уверен, что чтецкие конкурсы и курсы повышения квалификации, которые будут проводиться в его рамках, будут очень полезны для профессионалов.
А что победа дает Вам лично?
Высокая оценка и оказанное доверие корифеев для меня оказались важнее награды. Это новая ступень в моей работе, с которой можно начать расти еще выше. Конечно же, прибавилось уверенности в правильности выбранного курса и используемых методик преподавания. Буду стремиться участвовать в аналогичных мероприятиях в Европе и Америке – повышать узнаваемость Украины в мире людей, служащих «во имя Голоса».
Общался
Никита Коваленко,
Communications manager
Маркетинг-группа OS-Direct
Андрей Бурлуцкий: голос – это таинство
16.04.2012
Российская Общественная Академия Голоса признала ведущего тренера «Мастерской Голоса» Андрея Бурлуцкого лучшим преподавателем речевого мастерства на просторах русскоговорящего пространства. Андрей стал первым и единственным представителем Украины, получившим диплом высшей степени в номинации «Профессиональное речевое образование» от Академии Голоса.