В идеале СУР должна работать так же как и за рубежом (именно оттуда пришел этот термин): в Европе выпуск грузовой декларации осуществляется, как правило, компьютер автоматически, при этом действует принцип презумпции невиновности и усиленный таможенный контроль применяется только к компаниям-нарушителям и явным контрабандистам. Это позволяет значительно сократить время на таможенное оформление. В России же дела обстоят иначе.
По словам руководителя таможенной группы компании IFCG Степана Семилетникова: «СУР в России есть полная противоположность ее аналогам в странах ЕС и США. Основная цель СУР в РФ – это повышение сбора средств в бюджет. Об упрощении и ускорении таможенного контроля на практике и речи не идет – это только декларируется с высокой трибуны руководством ФТС.».
Действительно, при перемещении товаров участники ВЭД часто сталкиваются с задержками, в связи с использованием системы управления рисками. СУР, в частности, предусматривает такие меры таможенного контроля как таможенный досмотр, проведение дополнительных проверок заявляемых сведений (что на практике выливается в знаменитые корректировки таможенной стоимости - КТС), проведение товароведческих экспертиз и т.п. Все это значительно усложняет прохождение таможенных операций.
Но вот совсем недавно пресса сообщила о свершившемся чуде. Был принят и вступил в силу приказ ФТС России № 202 от 04.02.2013, который частично освобождает определенные компании от СУР. Не удивительно, что в определенных кругах данный документ вызвал шквал эмоций и надежды на светлое будущее. Неужели и вправду ФТС одумалось и пошло навстречу компаниям? Отнюдь. При детальном анализе приказа мы видим, что он распространяется лишь на тех импортеров, которые удовлетворяют жестким требованиям, явно непосильным для большинства участников внешнеэкономической деятельности.
Основными из этих требований являются:
1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде заявителя помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для производственных целей;
2) стоимость чистых активов заявителя (остаточная стоимость производственных фондов, стоимость сырья и готовой продукции), должна составлять не менее 1 млн. рублей, а его уставной капитал - не менее 10 млн. рублей;
3) основным видом деятельности заявителя должна быть производственная деятельность;
4) в основном производстве заявителя должно быть задействовано не менее 50 человек (в среднем за предшествующий год и на дату проведения анализа информации о лице и его деятельности);
Что же мы имеем в итоге? Очередной PR-ход со стороны государства – не более. Степан Семилетников так прокомментировал данный приказ ФТС: «Подобно тому как в 1960-70-ее гг. партийное руководство СССР во всеуслышание заявляло, что «мы построили социализм с человеческим лицом», так и нынешнее руководство России в целом, и руководство ФТС в частности, громко декларируют свои мнимые достижения. Подобно тому как И.В. Сталин в свое время написал статью «Головокружение от успехов…» на фоне массового голода и разорения крестьянства, так и нынешний руководитель ФТС России А.Ю. Бельянинов заявляет о головокружительных успехах ФТС по сбору средств в бюджет, по пресечению различных каналов контрабанды, в то время как в реальности таможня за 20 лет существования так и не научилась выполнять своей основной функции – стимулировать отечественную экономику и развивать внешнюю торговлю. Именно эту функцию выполняют таможенные органы в развитых странах. А когда же, наконец, в России будет таможенная служба с человеческим лицом? Пока прогнозы пессимистичны…».
ФТС создает систему управления рисками с человеческим лицом?
25.04.2013
В наши дни очень трудно удивляться новостям. На форумах регулярно появляются темы о проблемных взаимоотношениях компаний с таможней и едва ли не главный бич импортеров - это знаменитая система управления рисками (СУР). Суть данной системы заключается в применении усиленного таможенного контроля по отношению к товарам и компаниям, попавшим в «группу риска».