В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ жилищно-коммунальная сфера нашего государства, к большому сожалению, испытывает значительные трудности. Данная ситуация в небольших городах связана с такими проблемами как: острый дефицит финансов, слабая материально-техническая база, недостаточная квалификация кадров, отсутствие продуманной жилищной политики, недостаточная проработанность нормативно-правовых аспектов деятельности организаций как в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями, так и в части «прозрачности» финансово-хозяйственной деятельности и многих других внешних и внутренних факторов.
Похожая ситуация сложилась и в Переславле. Чуть меньше месяца прошло с того дня, когда внешний управляющий МУП «Энергетик» (г-н А. Н. Максимов) пригласил меня на должность директора по стратегическому развитию. Конечно, за такой короткий срок исправить то, что творилось на предприятии последние 10 лет (по другому я не могу охарактеризовать деятельность МУП «Энергетик» и соответственно всей системы ЖКХ города) не реально, но первые оценки деятельности бывшего руководства и администрации города сформировались. Признаюсь, я был готов к тому, что предприятие находится в глубоком кризисе, но то, что я увидел фактически, меня просто ужаснуло. Ужаснуло своим разгильдяйством, своей безалаберностью и недальновидностью принятых решений, ужаснуло творящимся хаосом. Но давайте начнем по порядку.
ДО 2002 ГОДА в Переславле практически все услуги населению в сфере ЖКХ оказывало муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» (МП «ЖКХ»), руководителем которого был г-н В. М. Горшков. В результате возможных ошибок МП «ЖКХ» оказалось в серьезной финансовой яме, из которой «вылезти» самостоятельно уже не представлялось возможным. Убыток МП «ЖКХ», начиная с 1997 года, нарастал, как снежный ком, а именно: 1997 год - 9,5 млн. рублей, 1998 год - 9,2 млн. рублей, 1999 год - 23,3 млн. рублей, 2000 год - 29,7 млн. рублей, 2001 год - 42 млн. рублей, 2002 год - 30 млн. рублей. За весь указанный период убыток от деятельности составил порядка 143 млн. рублей и это без учета кредиторской задолженности. Исключительно с целью «спасения» города от надвигающегося коллапса в 2002 году было издано постановление мэра г-на Е. А. Мельника от 17.10.2002 №1331 «О реорганизации муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство», в соответствии с которым был создан ряд муниципальных унитарных предприятий. На одно из вновь созданных предприятий (МУП «Энергетик») повесили все долги МП «ЖКХ» по налогам и сборам (порядка 50 млн. рублей) и долги поставщикам - порядка 30 млн. рублей. Но и дебиторская задолженность составила порядка 65 млн. рублей. Контроль за исполнением этого постановления возложили на заместителя главы администрации, начальника Управления муниципальной собственности г-на А. В. Охапкина.
ОШИБКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, в частности ошибки МП «ЖКХ», администрацией города, видимо, не были учтены или были просто проигнорированы, и руководителем МУП «Энергетик» назначают того же г-на В. М. Горшкова… Умышленно это было сделано или других кандидатов на пост руководителя не было на тот период к сожалению, выяснить это не представляется возможным. Вновь созданное предприятие (МУП «Энергетик») начало функционировать и выполнять все взятые на себя обязательства. В период с 2003 по 2007 год руководителем МУП «Энергетик» являлся г-н В. М. Горшков, если не учитывать «прошлые хвосты», то показатели по годам следующие: 2003 год - минус 597 тыс. руб., 2004 год - минус 2,2 млн. руб., 2005 год -минус 4,4 млн. руб., 2006 год - фактически минус 300 тыс. руб., однако с учетом дотаций в 2006 году предприятие вышло в плюс. В 2007 году произошла смена директора МУП «Энергетик», доход по результатам деятельности в том году превысил 17 млн. рублей. В конце 2008 года произошла очередная смена директора убыток в 2008 году составил - 60 млн. рублей. В конце 2008 года распоряжением администрации города во главе с г-ном А. В .Охапкиным из состава МУП «Энергетик» вывели структуры (оборудование, персонал и т.п.), которые обслуживали водопроводные (ХВС) и канализационные сети.
Сети передали в аренду ОАО «Водоканал», стопроцентным уставным капиталом которого владеет администрация города. ОСНОВАНИЕ - ЖЕЛАНИЕ оптимизировать и оздоровить МУП «Энергетик». Фактически создали вновь «чистое» юридическое лицо, которое не обременено вновь наработанными долгами МУП «Энергетик». ОАО «Водоканал» арендует сети, исправно платит за их аренду и функционирует в нормальном рабочем режиме, но… Если проанализировать финансово-хозяйственную деятельность уже двух предприятий (ОАО «Водоканал» и МУП «Энергетик»), начиная с января 2009 года, то даже у самого неискушенного обывателя возникнет простой вопрос: «Почему в результате реорганизации вместо оптимизации и финансового оздоровления, которое было задекларировано, в конечном итоге оба предприятия находятся в крайне тяжелом финансовом положении?».
Очень часто, особенно в последнее время, нам приходится сталкиваться с тем, что под маской оптимизации и реорганизации на самом деле происходит сокрытие каких либо фактов, которые нежелательны для общего обозрения… Практически, начиная с конца 2008 года, нарастает задолженность управляющих компаний МУП «Энергетик» за поставку тепла и горячее водоснабжение. Так, на конец 2008 года задолженность управляющих компаний составляет порядка 38 млн. руб., на конец 2009 года - порядка 51,5
млн. рублей, на конец 2010 года - порядка 68,9 млн. рублей, на конец 2011 года задолженность составила порядка 104,8 млн. рублей и на конец первого квартала 2012 года - порядка 127,9 млн. рублей.
В этот же период начала вырастать задолженность управляющих компаний города и ОАО «Водоканал» и на конец 1-го квартала 2012 года составила порядка 42 млн. рублей, а общая задолженность ОАО «Водоканал» составляет порядка 89 млн. рублей. Оба предприятия имеют достаточно большую дебиторскую задолженность, как следствие возникла и кредиторская задолженность. К примеру , на
начало 2012 года кредиторская задолженность ОАО «Водоканал» составила порядка 102 млн. рублей, МУП «Энергетик» - порядка 173,7 млн. рублей. СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ о преднамеренности наращивания дебиторской задолженности, как следствие - рост кредиторской задолженности и в результате потенциальное банкротство МУП «Энергетик», в отношении которого в мае 2010 года введена процедура наблюдения, а в сентябре 2011 года уже внешнее управление. А ведь не за горами и аналогичная ситуация с ОАО «Водоканал». Отсюда напрашивается всего один, но самый важный вопрос: почему сложилась такая ситуация, которая практически полностью повторяет ситуацию с МП «ЖКХ»? Резонно возникает вопрос:
«Почему администрация города уже в тот период, когда стала назревать кризисная ситуация и появились первые крупные долги «Энергетику», не предприняла никаких реальных мер для предотвращения кризисной ситуации? Все в курсе того объема долгов, который висит на плечах у управляющих компаний и ряда
потребителей услуг и МУП «Энергетик», и ОАО «Водоканал». Но почему-то в 2012 году все делают акцент на том, что МУП «Энергетик» действует якобы незаконно, отбирает у ОАО «Водоканал» сети, которые МУП «Энергетик» передал согласно постановлению администрации города по договору аренды в ОАО «Водоканал», окончившемуся 10 апреля 2012 года.
ОБРАЩУ ВАШЕ ВНИМАНИЕ еще на тот факт, что когда сети ХВС и водоотведения не были переданы в аренду ОАО «Водоканал», на МУП «Энергетик» поступали финансовые потоки порядка 140 млн. рублей. Была заложена определенная рентабельность, которая после сдач сетей в аренду составила сумму в 3-4 раза меньшую, да и та большей частью проводилась по взаимозачетам. Эти цифры никак не могут говорить об оптимизации работы МУП «Энергетик». Да и с бюджетными средствами, которые выделялись в адрес
МУП «Энергетик», не все так прозрачно, как кажется на первый взгляд. К примеру, по результатам финансово-хозяйственной деятельности МУП «Энергетик» в 2011 году объем дотаций должен был составлять порядка 20,9 млн. рублей, однако администрацией подписаны дотации на сумму более 38 млн. рублей. Чисто технически это выглядит так, будто убытки 2010 года включили в 2011 год, что само по себе в некоей степени является подлогом. При этом ответственные работники администрации, которые подписывали документы на бюджетное финансирование, не могли не знать о данном факте, т.к. эти цифры указаны в балансе МУП «Энергетик», копия которого обязательна для предоставления в администрацию. С одной стороны это, конечно, выгодно предприятию, и с этим не поспоришь, но с другой стороны - чем больше дотации, тем меньше надо заботиться о работе с должниками. Ведь худо-бедно деньги появились, а то, то управляющие компании должны, - так пусть себе должны, они ведь о населении заботятся или делают вид, что заботятся...
ЧТО ЭТО? ПРЕСТУПНАЯ ХАЛАТНОСТЬ? Служебное несоответствие? Или обычное русское авось, надежда на «центр», который будет вынужден в очередной раз дать средства в связи с социальной значимостью объектов? А может, очень грамотная и продуманная схема хищения бюджетных средств посредством третьих лиц? С этим пусть разбираются соответствующие службы и инстанции. Наша задача - слаженно и грамотно выполнять свою работу.
Крайне нелепо выглядит ситуация, ситуация, я бы даже сказал - прямой саботаж в части передачи схем водопроводных и канализационных сетей города. С 11 апреля 2012 года фактически МУП «Энергетик» в рамках внешнего управления стал управлять тем, что ему и так принадлежит по праву - имуществом, которое одним росчерком пера в недалеком 2009 году было сдано в краткосрочную аренду, ну а по следствия сего действа администрации и руководства, как показывает нам история МУП «Энергетик», привели к его краху практически через год. Сотрудники ОАО «Водоканал» передавать информацию о водопроводных сетях города всячески отказываются или передают морально устаревшую. Сотрудникам МУП «Энергетик» приходится зачастую вслепую искать прорывы и устранять аварийные ситуации, что не может не сказываться на оперативности. Давайте посмотрим на это логическим путем - при грамотном и правильном подходе к ведению дел на ОАО «Водоканал» просто обязана быть схема с фактическим расположением всех задвижек, подключений и присоединений. Если данная реальная схема отсутствует, как декларируют сотрудники ОАО «Водоканал», то получается, что вся деятельность велась ими вслепую? Или просто отсутствовало планирование? А может быть, это делалось преднамеренно, так сказать, бомба замедленного действия, чтобы в критической ситуации «рвануть»?
ЕЩЕ БОЛЕЕ НЕЛЕПО ВЫГЛЯДИТ СИТУАЦИЯ, когда бывшие сотрудники администрации города и бывшее руководство ОАО «Водоканал», да и ряд областных чиновников якобы в рамках выявления незаконности в
действиях МУП «Энергетик» систематически пишут жалобы, ведут агитацию с целью бойкотирования специалистами и простыми рабочими перехода на работу в МУП «Энергетик» и т.п. Но вот парадокс - все действия этих лиц, направленные на срыв работы МУП «Энергетик», говорят исключительно только об одном - никто из них не думает ни о населении города, ни о возможных последствиях. Ведь, согласитесь, если МУП «Энергетик» вместо выполнения своих прямых обязанностей перед гражданами будет втянуто в эти дрязги, ситуация в системе водоснабжения и водоотведения города будет только усложняться, а значит, может быть некачественно или несвоевременно оказана услуга. Руководство нашего предприятия неоднократно писало письма и обращалось к администрации ОАО «Водоканал» о готовности приема всех сотрудников, в том числе и сотрудников абонентского отдела (отвечают за своевременное выставление счетов населению) и всех сотрудников линейных аварийно-ремонтных бригад (отвечают за оперативное устранение аварийных ситуаций) обратно в штат МУП «Энергетик» не только с сохранением фактической заработной платы и всех социальных гарантий, но и с сохранением установленного ранее графика отпусков. Все, кто перешел к нам из ОАО «Водоканал», а это более двухсот человек, подписали трудовой договор, в котором четко прописаны все финансовые вопросы, а уровень заработной платы равен их прежним доходам, а зачастую и превышает его. Одного этого достаточно, чтобы понять – кто-то сознательно раскаляет ситуацию до такой степени, чтобы в конечном итоге возник коллапс. И все взгляды были направлены с реальных проблем, которые на сегодняшний день привели к сложившейся ситуации, на вновь искусственно созданные…
Ниже представлю вам краткую констатацию вопиющих, на наш взгляд, фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности как бывшего руководства МУП «Энергетик», так и бывшего руководства ОАО «Водоканал».
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С СЕТЯМИ МУП «ЭНЕРГЕТИК».
Протяженность городских тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет порядка 90 км, а их износ превышает 85%.Потери в тепловых сетях превышают 25%, а на ряде участков переваливают за 55%! В денежном эквиваленте это составляет порядка 60 млн. рублей в год. Еще один «интересный» факт «грамотного» управления всей сферой жилищно-коммунального хозяйства города связан с исполнением Федерального закона РФ№ 261_ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Если в муниципальных учреждениях приборы учета установлены, то процент их установки в частном жилищном фонде (имеются в виду многоквартирные дома, которых в городе насчитывается порядка 550 единиц) в части приборов учета ГВС и теплоснабжения не превышает 15%. Отсутствие приборов учета приводит к возникновению споров с покупателями услуги в разнице объемов поставленной услуги и как следствие – дополнительный ежегодный убыток МУП «Энергетик» порядка 10 млн. рублей! То есть услуга фактически оказана, но в связи с отсутствием учета балансового распределения действующие управляющие компании за нее оплачивать в полном объеме отказываются. В общем объеме ежегодно МУП «Энергетик» теряло порядка 70 млн. рублей. Судя по фактическому состоянию дел, прошлое руководство и собственник МУП «Энергетик» решением этой проблемы не занимались. Никаких реальных действий не предпринималось, либо предпринимались какие-то локальные меры, которые не меняли ситуацию в корне. Факты говорят сами за себя -устраняли следствие, а не причину. Да и зачем кому-то было искать способы решения проблем? Все списывалось на потери, а как следствие - компенсация потерь из бюджета. На наш взгляд, это можно расценивать как преступную халатность. Справочно скажу, что современный и надежный узел учета (ГВС+ отопление, без ХВС!!!) стоит в пределах от 180 тысяч рублей - это уже с учетом проектирования и автоматики. Работы по его пусконаладке с учетом ввода в эксплуатацию и всех вспомогательных материалов не превышают по самым грубым подсчетам 100 тысяч рублей. Таким образом мы имеем примерную сумму, необходимую для комплексного создания учета (ХВС, ГВС, отопление пообъектно) в размере порядка 150 млн. рублей. То есть два года работы без потерь фактически могли бы окупить проект установки приборов учета (ГВС/тепло) полностью. Конечно, мы прекрасно понимаем, что одним росчерком пера потери не ликвидировать, для этого необходимы целевые инвестиции, направленные на реконструкцию и модернизацию сетей. По нашим подсчетам объем инвестиций в реконструкцию тепловых систем и созданию системы учета отпускаемой тепловой энергии и ГВС должен быть порядка 650 млн. рублей. Обращу ваше внимание, что это без учета сетей ХВС и водоотведения.
В ЧАСТИ СЕТЕЙ ХВС И ВОДО ОТВЕДЕНИЯ сообщу кратко информацию, т.к. в настоящее время мы досконально изучаем ситуацию, которая сложилась с ними (данные сети вывели из состава МУП «Энергетик» в 2009 году фактически одним волевым решением мэра и передали их в ОАО «Водоканал» по договору аренды, который сейчас закончился и не продлен нами на вполне законном основании). Чтобы не быть голословным, скажу с достоверностью следующее: водопроводные сети города общей протяженностью 146,7 км имеют следующий износ: уличные сети - 97%, внутриквартальные сети - 40%. В 100% замене нуждаются -- 99 км сетей, в т. ч. 40 км - в срочной замене. Потери в сетях превышают 30 %. Далее, думаю, выводы сделать не сложно. Но инвестиции необходимы и в этот сектор жилищно-коммунального хозяйства города. И по примерным подсчетам они соизмеримы с инвестициями в сетях ГВС и теплоснабжения и даже превышают их почти на 30%. Никто не говорит о единовременности данных вливаний. Ситуация крайне тяжелая, и немалую роль в ее урегулировании должна сыграть как администрация города, так и области, а возможно, и более высокого уровня власти - если местные органы власти не в силах в корне исправить ее. Фактически вариантов развития событий всего три.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ (если руководство города и области настроено вывести из кризиса МУП «Энергетик» и оставить его муниципальной собственностью) крайне необходимо изыскать финансовые потоки для расчета со всеми кредиторами (объем долгов МУП «Энергетик» составляет, как я уже говорил, порядка173 млн. рублей). А также изыскать средства в размере 250млн. рублей на установку общедомовых приборов учета (ГВС/тепло). Таким образом, мы, уже начиная с отопительного сезона 2012_2013 года, получим фактическую экономию (в виде отсутствия потерь при учете) в размере минимум 10 млн. рублей. При этом необходимо в срочном порядке утвердить целевую программу по реконструкции сетей.
И выстроить закупку всех материалов на тендерной основе так как до настоящего момента закупка материалов на МУП «Энергетик» проводилась волевым решением руководителя. Как в этом случае развития событий, так и при любых иных, нам кажется, что крайне необходимо одновременно с модернизацией тепловых сетей досконально разобраться в цепочке взаимодействия администрации города
и области с управляющими компаниями города ведь декларируемый процент собираемости коммунальных платежей составляет порядка 93%, что является очень высоким показателем. При таких показателях собираемости коммунальных платежей, на наш взгляд (возможно, и субъективный по известным причинам),
формируется цепочка: население платит за услуги практически в полном объеме управляющие компании платят МУП «Энергетик» в частичном объеме МУП «Энергетик» наращивает кредиторскую задолженность и попадает под внешнее управление денег у области и города на спасение своего детища нет, а конкретных эффективных контрмер по предупреждению данной ситуации не предпринимается.
Не кажется ли вам это похожим на продуманную и четко спланированную акцию по заметанию следов и выводу активов? И заметьте это очень похоже на ситуацию 2002 года при создании МУП «Энергетик».
ВТОРОЙ ВАРИАНТ - это полное банкротство коммунальной инфраструктуры города (следовательно, признание несостоятельности администрации города и ряда областных чиновников) и передача ее в управление частным инвесторам, которые обязаны утвердить на федеральном уровне программу реконструкции сетей и отчитываться непосредственно ответственным лицам на федеральном уровне, а не текущем муниципальном или областном. В этом случае обязательным условием должно стать создание на период от 3 до 5 лет «Единой управляющей компании» (в правовой форме государственно-частного партнерства), которая будет обслуживать население города и вести максимально прозрачную деятельность.
Для деятельности такой компании необходимо будет создание исключительного правового поля
на указанный период, так как, к сожалению, на текущий момент действующее законодательство предоставляет свободу выбора, но зачастую этим пользуются люди, не совсем чистые на руку, а, как следствие, страдает простой обыватель, который исправно платит по счетам.
НУ И ВАРИАНТ ТРЕТИЙ - не принимать никаких кардинальных мер, которые устраняют причину сложившейся ситуации, а в очередной раз устранить только следствие. Очень бы хотелось, чтобы наша боль была услышана и жителями города, и административной властью различных уровней. Чтобы действующая в регионе власть не позволила населению одного из старейших городов России остаться один на один с данной проблемой, а виновные не ушли от ответственности за причиненный ущерб и городу, и государству. Если каждый государственный руководитель, каждый чиновник во главу своей деятельности будет ставить интересы людей, а не свои личные, то, скорей всего, таких ситуаций не будет возникать. Надеемся, что урегулирование кризисной ситуации на примере МУП «Энергетик» и города Переславля-Залесского будет началом «новой эры» в системе жилищно-коммунального хозяйства нашей великой страны.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ позвольте обратиться ко всем, кто работает с нами в одной команде, в нашем коллективе МУП «Энергетик»: «Уважаемые коллеги и сотрудники. От лица руководства МУП «Энергетик» хочу искренне
поблагодарить за ваш труд, за то, что вы в переходный период остались с нами, за то, что для решения возникающих проблем находите способы, а не причины, которые не позволяют эти проблемы решить, за то, что вы вместе с нами радеете за интересы жителей города. Огромное вам спасибо за то, что вы выбрали работу в нашей компании».
По материалам выступления Синицына Сергея Николаевича, директора по стратегическому развитию МУП «Энергетик» на пресс конференции 15 мая 2012 года.
Источник: Независимая газета Жизнь в Переславле №18 (154) от 16 мая 2012 года
КАК ВОРОВАЛИ ПО ЗАКОНУ
20.05.2012
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ жилищно-коммунальная сфера нашего государства, к большому сожалению, испытывает значительные трудности. Данная ситуация в небольших городах связана с такими проблемами как: острый дефицит финансов, слабая материально-техническая база, недостаточная квалификация кадров, отсутствие продуманной жилищной политики, недостаточная проработанность нормативно-правовых аспектов деятельности организаций как в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями, так и в части «прозрачности» финансово-хозяйственной деятельности и многих других внешних и внутренних факторов.