Вы разработали программу, помогающую раскрывать способности личности, много работаете со школьниками и студентами. Но можно ли эту «формулу успеха» применять для уже сформировавшихся и вполне успешных людей?
БернаЯ много путешествую, провожу семинары по всему миру. И одна из самых больших проблем, с которой я столкнулся — люди любого возраста и профессии задаются вопросом: «Действительно ли я делаю то, что я должен де-
лать, и нашел ли я себя?». Будь это студенты, выбирающие будущую профессию или уже вполне успешные предприниматели. Когда я разрабатывал программу The Foundations of Brilliance, по-русски мы ее называем «Раскрытие талантов», созванивался со многими родителями своих учеников, чтобы поделиться идеей.
Большинство из них, едва дослушав меня, сказали: «Мне, мне это надо!». Независимо от возраста, образования и успешности, практически каждый из нас когда-нибудь задумывается, на правильном ли он пути, что ему делать дальше и имеет ли его дело какой-либо смысл. Многие из нас интуитивно чувствуют, что им чего-то не хватает в жизни. Тогда они решают полностью сменить род деятельности или хотя бы частично внести в него изменения. И сталкиваются с трудностями, потому что не знают, чего на самом деле хотят. Многие наши стремления скрыты глубоко в подсознании, а если мы их и понимаем, то часто отбрасываем, поскольку считаем, что это невыполнимо.
ББ: Каким образом работает эта программа, и как понять где найти себе применение и правильный ли ты сделал выбор?
Б. п.: Не достаточно выбирать свою область деятельности, основываясь только на том, что тебе нравится или к чему у тебя страсть. Необходимо принимать во внимание три вещи, которые нужно знать о себе. Первое — это таланты. Многие люди отвечают: «Какие у меня таланты? Я не умею ни танцевать, ни рисовать, ни петь». Но таланты — это то, в чем ты просто великолепен, что у тебя действительно хорошо получается. Это естественная способность делать что-то хорошо, которая может быть развита до более высокого уровня. Если вы решили заняться тем, к чему у вас нет склонностей, наверняка будет поражение. Так случилось со мной, когда я пробовал учиться на переводчика русского.
Нет у меня природной способности к языкам. И даже если бы я проявил тогда упорство, все равно не получилось бы из меня хорошего специалиста. Второе — это свойства личности, т. е. то, что вы «ну просто обожаете»! То, что по-настоящему интересует вас. Это ваше отношение к чему-то, что вам нравится и является для вас важным. Даже если вам
за это не будут платить, вы все равно будете это делать. Третье и наиболее важное — это цели. Что на самом деле движет вами, что вы хотите достичь и какой результат иметь в жизни. Я решил стать учителем, потому что мне это нравилось и, к тому же, я люблю детей. Позже я понял, что мои истинные цели, к счастью, и движут моей деятельностью. Я не ошибся и оказался на своем месте. Я был самым популярным учителем в школе. Решение на поверхности — ваша профессия, дело, лежит на пересечении этих трех областей. Дело, в котором вы хотите и можете
стать выдающимся, Вы просто не сможете в нем не преуспеть. Потому что у вас для этого есть все возможности. Неуспешных людей не бывает. Есть люди, которые занимаются не своим делом.
ББ: А можно ли воспользоваться этими идеями, чтобы сделать успешным свое предприятие?
Б. п.: Программа подходит не только для отдельных людей, но может и должна применяться в бизнесе. Наверняка, каждая организация представляет себе свою миссию, цель. Но чаще всего эта миссия существует отдельно — висит где-нибудь на стене в виде объявления. Она не способствует тому, чтобы придать организации жизни, огня. Это просто слова на листке бумаги, которые хорошо звучат. Чтобы добиться успеха, предприятию необходимо понимать свои «движимые» цели, которые приведут в действие всю работу. Это должно быть желание не просто продавать продукцию, быть прибыльным или повысить продажи. Конечно, это важно. Но, к примеру, Стив Джобс, основатель корпорации Apple, не задавался целью продавать миллионы компьютеров или iPod. Его задачей было создавать инструменты, которые помогут продвинуть человечество. И эта идея заряжала всю его организацию мощной, «живой» энергией. Но самое волшебство происходит, когда этой цели находят правильную формулировку. Тогда ее сила приходит в действие. Одна и та же идея может быть написана так, что она никого не зажжет, а может быть сформулирована такими словами, что зацепит за живое. В этот момент происходит чудо — идея начинает вдохновлять. Я помогал одной из организаций на Украине. У них уже была сформулирована миссия. Но она не являлась чем-то, что давало жизнь организации. Мы с учредителями потратили 6-7 часов, чтобы подобрать правильные слова. В конце работы, когда сформулировали идею, случилось то самое волшебство коммуникации — сотрудники осознали, ради чего они здесь трудятся.
Во многом успех предприятия зависит от слаженной работы коллектива. Как помочь им добиться желаемых результатов?
Б. п.: Каждый работник организации должен быть на своем месте. Не на том, куда его «посадил» руководитель, а там, где он сможет применить свои способности. У нас работает потрясающий бухгалтер, который помогает нам уже более 20 лет. Она настолько хорошо знает свою работу, что мы совершенно не переживаем за эту область и не вникаем в нее. Но она ненавидит то, что делает. Когда мы поговорили с ней, помогли найти ее цель, она просто возродилась. У нее выросли крылья, а ее жизнь наполнилась смыслом. Сейчас она ищет себе достойную замену и уверена, что сможет дать нашему предприятию больше, чем давала эти 20 лет. Нужно думать, на какое место поставить человека, чтобы он по-максимуму использовал свои способности. Тогда он начинает верить в себя. Когда «используешь» людей правильно, они работают с большей отдачей. Кроме этого, нужно позволять сотрудникам выполнять не только конкретную
работу, но и привносить в нее что-то свое. Необходимо наделять их большей ответственностью и свободой, конечно, используя при этом здравый смысл. Кто-то считает, что самый лучший способ мотивировать коллектив — давать им всевозможные бонусы и повышать зарплату, но это не совсем так. Человек преуспевает, как это ни странно, только находясь в окружении, которое бросает ему вызов (Л. Рон Хаббард). Лучшая мотивация — дать человеку правильный вызов. В этом случае человек делает что-то и лично убеждается, что ему это нужно. Тогда и только тогда он преуспевает! Вызов — это когда есть высокая цель и достаточно большие барьеры, которые нужно преодолеть, чтобы к ней подойти. Я работал в одной компании, в которой решили, что одно из самых лучших для нас поощрений — это поездка на Карибы. Для меня не было важным, поеду я или нет, но я знал, что моей жене это понравится, она будет счастлива отдохнуть там. Я в любом случае работал бы хорошо и продуктивно, но гораздо больше усилий вложил,
представляя, что моя жена будет нежиться на золотом пляже. Я говорил себе так: «Е-е-е, я хочу это сделать!». Изучите реальный мир людей, с которыми вы работаете, понаблюдайте, спросите, и вы не ошибетесь. Будучи редактором одного журнала, я всегда стремился использовать какие-нибудь игры, создавать что-то интересное, что поможет людям преодолевать трудности и раскрываться. Одной из сотрудниц поручил написать статью в формате разных характеров людей. Она обожала свою кошку. Тогда я позволил ей использовать образ кошки для одного из характеров. Ее эта идея
очень вдохновила — статья получилась великолепная.
ББСо временем наши ценности могут измениться. Случается так, что сегодня человек выбрал одну цель, а через некоторое время понял, что ошибся?
Безусловно, мы растем, меняемся, накапливаем опыт и пересматриваем очень многие вещи. Но ключевые, базовые мотивации, которые движут нами, не меняются. Они могут быть реализованы в разных областях, но двигать нами
будут одни и те же идеи, даже подсознательно. Когда ты знаешь истинную цель, то вдохновляешься ею и движешься как стрела, отсекая лишнее. Ты не можешь ошибиться. Не бойтесь мечтать, потому что в мечтах и скрыты наши цели. Если есть успех, значит это — твое. Но это зависит от того, какой мерой вы измеряете понятие успеха. Если его определение
в том, что ты миллионер, то, да, наверное, это успех. Однако можно быть богатым, но не чувствовать никакого удовлетворения, а можно и наоборот. Одна из ключевых целей, которая меня вдохновляла — вдохновлять людей на
действия, чтобы они начинали менять что-то. Когда ты поддерживаешь свою личностную целостность, следуешь своей мечте, то в награду получаешь счастливую и, вообще, очень классную жизнь. Это другое качество жизни. А если поступаешься мечтой, уходишь в другую сторону, то ощущаешь гнетущую пустоту. Нужна большая смелость, чтобы идти за своей мечтой. Но это того стоит. Когда у Микеланджело спросили, как ему удается создавать такие выдающиеся скульптуры, он ответил: «Я не создаю их, а достаю из камня то, что в нем скрыто».
Так и с нами — в нас скрыты большие таланты, и мы обязаны следовать им. Вы знаете, что значит междометие «Э»? Ну, это означает «так себе». На вопрос «Как у тебя дела?», отвечаем «Э», т. е. «да ни как!». Так вот, английское слово
EARTH (Земля) включает в себя слово ART (искусство). И что будет, если ART вычеркнуть? Останется EH (Э), т. е., ничего. Так же и с людьми. Если лишить нас возможности творить и заставить делать то, что не наше, ничего путного из этого не выйдет.
ББ:
Бернард Перси – педагог, консультант, специалист в области воспитания детей и решения семейных вопросов. Американский педагог и писатель, разработал уникальную программу Foundation of Brilliance, которая на протяжении многих лет помогает людям обнаружить в себе скрытые таланты и способности, о которых они раньше не подозревали. Автор многочисленных книг и публикаций. Соучредитель и главный редактор журнала “Converge”. Более 20 лет является представителем Международного Прикладного Образования.
Дополнительную информацию о методе «Раскрытие талантов и способностей»можно получить по телефонам: 8 (495) 509-46-02, 8 (495) 680-66-73.
Не бойтесь мечтать, потому что в мечтах скрыты ваши цели
02.11.2011
Американский писатель и преподаватель Бернард Перси, посетил Калининград по приглашению Балтийского института психологии. В интервью мистер Перси сообщил слушателям, как раскрывать в себе таланты и объяснил, почему мы обязаны им следовать. Интервью опубликовано в журнале «Психология бизнеса». С мистером Перси беседовала Ольга Чушева.