Наблюдая за гонками «Формулы-1», мы даже не задумываемся над тем, какие колоссальные усилия требуются для организации этого грандиозного мероприятия. Огромное число специалистов высочайшего класса из разных стран мира вовлечено в разработку гоночных болидов «Формулы». И наградой за их кропотливый труд являются миллисекунды, отделяющие один гоночный автомобиль от другого...
Гонки «Формула-1» – отдельный мир, со своими правилами и законами. Как и в любом другом виде спорта, этот мир достаточно жесток. Шпионские страсти вокруг разработок, переманивание специалистов, покупка спортсменов. И в этой связи не может не радовать тот факт, что и в автоспорте есть партнерства, которые остаются верными друг другу и зрителям на протяжении долгих лет. Расскажем о наиболее ярких из них.
«ШЕЛЛ» И FERRARI: БОЛЕЕ 80 ЛЕТ ВМЕСТЕ
Сотрудничество двух всемирно известных компаний – «Шелл» и Ferrari – началось в 1930-е годы, и сейчас, по прошествии более 80 лет, можно с уверенностью сказать, что их технологическое партнерство стало одним из наиболее продуктивных в современном автомобильном бизнесе.
Партнерство приносит хорошие результаты. В гонках «Формулы-1» использовавшая смазочные материалы и топливо «Шелл» команда Scuderia Ferrari выиграла более 150 гонок, в общей сложности 16 раз становилась чемпионом мира. Пилоты Ferrari 650 раз поднимались на подиум, 205 раз занимали поул-позишн, 227 раз проходили самый быстрый круг.
В марте 2010 года команда Ferrari объявила о продлении технического сотрудничества с «Шелл» на следующие пять лет. Продолжение партнерства с «Шелл» до конца 2015 года – еще один шаг Scuderia Ferrari в реализации программы по созданию инновационных продуктов и решению задач, которые раньше казались невозможными.
Сотрудничество позитивно сказалось на развитии обеих компаний. Благодаря совместной работе с «Шелл» компания Ferrari имеет постоянный доступ к высококлассным смазочным материалам и уникальному топливу. В свою очередь, «Шелл» получила возможность тестировать моторные масла в экстремальных условиях гоночной трассы. Во время гонок «Формула-1» двигатель болида Ferrari испытывает огромные нагрузки. Рабочая температура достигает 3000С, поршни делают 18000 оборотов в минуту. А когда пилот болида входит в поворот, он испытывает такую же перегрузку, как космонавт во время старта. Моторное масло циркулирует в двигателе болида со скоростью 90 км/ч, что быстрее, чем скорость большинства городских автомобилей. Несмотря на это, и на такой высокой скорости масло должно снижать трение подшипников коленчатого вала, охлаждая двигатель и при этом сохраняя свою вязкость. Именно поэтому в болидах Ferrari используется моторное масло Shell Helix Ultra, которое позволяет достичь главной цели – устойчивой работы двигателя на пике его возможностей.
Полученные результаты «Шелл» активно применяет в производстве продукции, предназначенной не только для автоспорта, но и для серийных автомобилей. Например, «Шелл» предлагает покупателям полностью синтетическое масло экстра-класса, единственное масло, рекомендованное компанией Ferrari – Shell Helix Ultra 5W-40.
Ежегодно в ходе проведения «Формулы» специалисты «Шелл» проводят 18000 часов в год, иссследуя поведение смазочных материалов и топлива в экстремальных условиях гонок. Специальная передвижная лаборатория «Шелл» укомплектованная штатом высокопрофессиональных специалистов, во время гонок повсюду сопровождает командуFerrari. На каждом этапе гонок специалисты «Шелл» берут более 40 проб масла, чтобы удостовериться, что двигатели болидов работают на пике своих возможностей, а при обнаружении несоответствий быстро подобрать нужный состав масел и топливапра.
Для «Шелл» компания Ferrari является важнейшим технологическим партнером, благодаря которому у «Шелл» есть великолепная возможность разрабатывать самые современные виды топлива и смазочных материалов. Пример технического партнерства «Шелл» и Ferrari уникален, и до настоящего времени его не смогла повторить ни одна другая команда.
30 лет вместе. Renault и Elf: игры патриотов
Впервые команда Renault появилась на гонке «Формула-1» в 1977 году. Она была «обута» в шины Michelin, а на болидах красовалось название спонсора – торговой марки Elf. Собственно говоря, по-другому и быть не могло. Ведь команда задумывалась как исключительно французский проект, поэтому и компании подбирались по «национальному признаку». Безусловно, с тех пор многое изменилось. Появились нефранцузские спонсоры, в болиды сели иностранные пилоты. Но на протяжении десятилетий Renault продолжает сотрудничество с Total Group, производителем продукции ТМ Elf.
С самого начала партнерские отношения автопроизводителя и поставщика смазочных материалов носили не столько спонсорский, сколько технологический характер. Результатом совместных усилий стал турбированный двигатель V6 Turbo. С ним к команде в 1979 году приходит первая победа на Гран-при, а в 1983 году Renault завоевывает второе место в Кубке конструкторов. Правда, затем успехи команды идут на спад. Поэтому в 1985 году она покидает «Формулу-1». Но как автопроизводитель Renault продолжает поставлять двигатели другим гоночным командам (в частности, Williams и Benetton), активно привлекая к разработкам своего «смазочного» партнера.
«Требования к смазочным материалам в болидах «Формулы-1» и их свойства – предмет отдельных научных разработок и изысканий. Нагрузки, которые испытывают узлы и агрегаты в этих машинах несравнимы с теми, что присутствуют в обычном автомобиле», - делится наблюдениями Фелипп Жирард, заместитель директора Total Group (ТМ Elf) по науке, координатор проекта «Формула-1». Для гоночных болидов компания поставляет моторные масла, тормозные и охлаждающие жидкости, трансмиссионные смазки и другие смазочные материалы.
Возращение на трассу происходит в 2000 году, когда концерн Renault выкупает Benetton. В связи с чехардой спонсоров команда несколько раз меняет название: Mild Seven Renault, ING Renault, Renault F1 Team, Lotus Renault GP. Неизменным остается партнерство с Elf. Этому тандему удается завоевать Кубок конструкторов и чемпионский титул два сезона подряд – в 2005 и в 2006 году. И скорее всего, новые победы не за горами.
15 лет вместе. McLaren и Mercedes: движущая сила
McLaren – одна из старейших команд гонок «Формула-1». За всю свою историю, которая началась в мае 1966 года на трассе в Монако, она поменяла немало производителей двигателей. Долгое время это был Ford, принесший в середине 70-х гг. победу команде в Кубке конструкторов и чемпионскую корону. Однако после этого McLaren преследует полоса неудач, которую многие эксперты связывают с низкой скоростью командных болидов. В 1984 году машины оснащаются турбодвигателями TAG-Porsche, что сразу значительно улучшает результаты команды. В 1988 году McLaren получает в распоряжение двигатели Honda и четыре года подряд завоевывает Кубок конструкторов и чемпионский титул. В 1992 году Honda покидает гонки, и команда начинает серию экспериментов с различными производителями моторов. Сначала новые версии Ford, потом моторы Peugeot, которые требовали значительных работ по доводке. Команда не может приспособиться к новым двигателям, результаты заездов ухудшаются. Мика Хаккинен не финиширует на семи Гран-При (в том числе в Бразилии, Монако, Франции), Мартин Брандл – на девяти Гран-При (в том числе в Великобритании, Бельгии, Японии). Команда зарабатывает всего 42 очка; для сравнения, победившая в 1994 году Уильямс-Рено взяла 118 баллов. При этом McLaren завершает сезон без единого поул-позишн и единой победы, имея в распоряжении всего 8 подиумов.
Неизвестно, чем бы все это закончилось для McLaren, если бы в 1995 году команда не начала сотрудничество с Mercedes. Это сотрудничество длится по сей день. И приносит неплохие результаты. Тандем смог завоевать более 60 побед, то есть треть всех побед McLaren за всю историю существования команды. К этому результату можно добавить Кубок конструкторов в 1998 году, а также три чемпионских титула.
10 лет вместе. Citroen и Себастьен Леб: держись за правильный руль
Многие эксперты считают, что в раллийных гонках Себастьен Леб сделал для заводской команды Citroen то же, что и Михаэль Шумахер в свое время для Ferrari в «Формуле-1». Вообще этих двух гонщиков частенько сравнивают. Причем небезосновательно, так как оба славятся потрясающими рекордами, многочисленными победами и любовью к делу, которым занимаются.
Несмотря на то, что официально сотрудничество Леба и Citroen стартовало уже в текущем веке, история этого тандема началась немного раньше. Первый и второй свой сезон в ралли, а речь идет о чемпионатах мира по ралли 1998 и 1999 года, пилот провел за рулем Citroën Saxo. Затем Себастьен ненадолго пересел в Toyota Corolla (на котором «откатал» два этапа мирового первенства), чтобы в 2001 году предстать перед публикой официальным пилотом заводской команды Citroen. Интересно, что в этом первом «официальном» сезоне Леб представил Citroen как в WRC (на Saxo Super), так и на чемпионате Франции (на Xsara).
Как вспоминает Даниэль Елена, штурман Себастьена Леба, подписание контракта с Citroen стало одним из самых значительных событий в их жизни. Первое сложное время сотрудники заводской команды всегда оказывали помощь и поддержку экипажу. В результате первые три года пилот демонстрировал поклонникам команды достаточно убедительные результаты. В 2004 году Себастьен Леб становится чемпионом мира по ралли. И после этого ни один раллийный гонщик не может «согнать» его с самого почетного места на пьедестале. Семь лет подряд этот пилот становится первым в мировом чемпионате. Полторы сотни этапов, почти семь десятков побед, более 100 подиумов. Себастьену уже 37 лет, и многие поговаривают о том, что самому титулованному раллийному гонщику пора завершать карьеру. Французы только улыбаются в ответ. В середине августа они вновь продлили контракт с пилотом. На этот раз – до 2013 года.
В чем же секрет Себастьена Леба. Кто-то говорит о феноменальном таланте, кто-то – о стальных нервах, а некоторые и вовсе о фотографической памяти, благодаря которой пилот до градуса помнит все повороты после первой же разведки. Возможно, все эти версии правдивы. Как и верно то, что Себастьен Леб до невозможного педантичен в выборе автомобиля, шин, технического обеспечения. И, видимо, только Citroen может удовлетворять его требованиям. Как бы то ни было, но факт остается фактом: у Себатьена Леба практически никогда не возникало даже малейших проблем с автомобилем или с его настройкой. Вот что значит, идеальные партнеры.
2 года вместе. Magneti Marelli и F1: подзаряди болид
Есть в автоспорте тандемы, которые только начинают свое «совместное существование», но имеют все шансы на успех в будущем. К одной из таких пар можно отнести саму гонку «Формула-1» и итальянский концерн Magneti Marelli. Компания уже известна болельщикам, как производитель электрики и электроники для техники многих команд не только «Формулы-1», но и WRC, MotoGP, пр. Одним из ее инновационных продуктов является система рекуперации кинетической энергии (KERS - Kinetic Energy Recovery Systems). Если совсем просто описать ее принцип, то она позволяет сохранять и использовать в дальнейшем избыток кинетической энергии, возникающей, например, при резком торможении. Она накапливается в виде электрозаряда в аккумуляторах, а затем может быть использована, скажем, во время обгона. Выгода не только в экономии, но и в большей экологичности.
Видимо, к такому же выводу пришло и руководство «Формулы-1», внеся в 2009 году изменения в технический регламент и позволив командам использовать KERS (не более 6,7 секунд на каждом круге). Этим воспользовались BMW-Sauber, Ferrari, McLaren-Mercedes и Renault. Обнаружились некоторые сложности. В частности, необходимость увеличения веса болида. Поэтому потребовались доработки. В сезоне-2010 команды по общей договоренности не применяли KERS. Но уже в текущем году система рекуперации снова появилась на болидах Ferrari, Toro Rosso, Sauber и Lotus Renault.
Не исключено, что подобная разработка найдет живой отклик и в производстве массового автомобиля. Ведь та же антипробуксовочная система, сегодня активно используемая автолюбителями всего мира, впервые была представлена на «Формуле-1» (еще в далеком 1990 году). Поэтому даже, если последний пример тандема просуществует не очень долго, то в любом случае принесет ощутимую пользу.
ПАРТНЕРСТВА В АВТОСПОРТЕ
11.11.2011
Компании, которые объединились для того, чтобы вместе достичь невозможного