Адаптация и образование детей мигрантов в России


По статистике МВД РФ, в России пребывает около 16,5 миллионов мигрантов.

Адаптация и образование детей мигрантов в России
По статистике МВД РФ, в России пребывает около 16,5 миллионов мигрантов. Многие из них приезжают целыми семьями, что оказывает большое влияние на демографическую ситуацию в стране, и является одним из главных факторов демографической динамики наряду с рождаемостью и смертностью. Такие мигранты обычно более дисциплинированы, они планируют длительное пребывание на территории государства, рассматривают перспективу остаться и работать здесь.

Миграционная политика РФ, утвержденная в 2012 году президентом РФ Владимиром Путиным, разработана вплоть до 2025 года. Одна из основных задач – это «содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом». В том числе, данная стратегия предусматривает вопрос адаптации и образования детей иностранных граждан.

Главные институты первоначальной социализации - детский сад, школа и семья. Общение с воспитателями, учителями и сверстниками помогает ребенку освоить нормы, правила и культурное пространство государства, в котором он проживает. Приспособление детей-мигрантов к новым реалиям несет в себе идеи воспитания личности и гражданина, получение среднего образования, освоения языка. Срок и продолжительность адаптации зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся самооценка ребенка, общительность, желание наладить контакт с окружающими его людьми и стремление освоить культурный код принимающей страны. Внешние факторы - самобытность культуры, сложившиеся условия и обстоятельства пребывания на территории государства.

Наиболее распространенные проблемы, усложняющие процесс адаптации и интеграции детей мигрантов в российское общество - плохое знание русского языка и предвзятое отношение местного общества, ксенофобия. Социокультурный барьер и низкий уровень владения языком являются главными препятствиями в приобщении к общеобразовательной и культурной деятельности. Решение этих вопросов оказывается в приоритете, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы помочь преодолеть мигрантам и их детям сложности, связанные с интеграцией. Так, по данным информационного портала JustMedia, в 2017 году в одной из школ Екатеринбурга насчитывалось около 80% детей мигрантов, среди них таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, молдаване, монголы, турки и др. Вследствие этого преподавательский состав школы направил свои силы на решение проблемы адаптации иностранных граждан. Стресс, связанный с переездом, негативно влияет на образовательный процесс ребенка, директор школы Яна Гордиенко отметила высокий уровень тревожности детей мигрантов при общении с учителями и сверстниками. Чтобы преодолеть социокультурный барьер в школе ввели новый предмет - русский язык как иностранный для тех, кто только приехал и не владеет разговорным языком. “Сложность в том, что нет специальной программы для детей-мигрантов,” - поясняет учитель русского языка и литературы Светлана Ходосевич. Новая дисциплина позволяет ученикам получить языковую базу, а после приступить к полноценному освоению остальной программы.

По неофициальным данным за 2019 год, в Москве среди нескольких миллионов учеников в средних школах, учится около 60 000 детей мигрантов. Каково их реальное число, можно только предполагать. Исследователи Института образования НИУ Высшая школа экономики подсчитали, что представители некоренных этносов в школах Центральной России составляют от 7 до 16,2%.

Данные цифры опровергают распространенный в российском обществе стереотип, что отечественные школы переполнены детьми мигрантов. В среднем в классе насчитывается не более 9 учеников из стран ближнего зарубежья при общем числе 28-30 учеников.

Ведущий эксперт Института образования ВШЭ Надежда Бысик в интервью газете «Комсомольская Правда» отметила, что государство не так уж и заинтересовано в проблеме адаптации детей мигрантов. Об этом свидетельствует и отсутствие серьезных исследований на эту тему и специальных образовательных программ. Инициатива исходит только от самих образовательных учреждений. Сейчас в России нет национальных школ, но остаются школы, которые сохраняют этнокультурный компонент, и заинтересованы в привлечении детей мигрантов. Такие учебные заведения стараются создать комфортные условия для учеников из иностранных государств, вводят специальные дисциплины. Для них это возможность заполнить все учебные места и получить финансирование от государства. Например, в Москве есть школа №1450 «Олимп», которая сотрудничает с греческой диаспорой, а в Подмосковье - частная школа «Ковчег 21 века», которая предлагает бесплатное обучение мигрантам. Но как таковых общеобразовательных учреждений, специализирующихся исключительно на обучении мигрантов, нет. Также Надежда Бысик отмечает, что, по данным исследовательских работ, не было обнаружено принципиальных проблем между сверстниками, уровень ксенофобии достаточно низкий, но наблюдаются сложности с учителями, которые не умеют работать с мигрантами. Эксперт считает, что адаптация ребенка лежит не только на плечах учителя, родители также должны содействовать успешной интеграции ребенка в обществе принимающей страны.

На Западе существуют так называемые “приветственные классы”, где детям иностранных граждан предлагаются языковые курсы и различные кружки. Официально в России такие курсы не предусмотрены, опять же здесь стоит надеяться лишь на инициативу школ, которые предлагают ученикам дополнительные занятия. Но примеры внешкольной адаптации все же есть. Например, в 2014 году был открыт киргизский клуб изучения русского языка “Билим”. Помимо языковых курсов организация предлагает детям спортивные и творческие кружки. Максатбек Абдуназар Уулу, сооснователь Интеграционного центра для мигрантов и эксперт по образовательной работе, считает, что давать образование детям - это прерогатива целого государства, а не только родителей. Главная цель его проекта - адаптация и интеграция детей мигрантов именно в русскоязычной среде, при этом учитывать необходимо не только языковую адаптацию. Знание языка безусловно важно в вопросе интеграции в общество принимающей страны, но не стоит упускать из вида социальный и психологический факторы.

Социологические исследования выявили, что дети мигрантов особенно сильно мотивированы к учебе. Социологам не удалось обнаружить статистически значимых различий между успеваемостью местных и мигрантов даже в гимназиях и лицеях с высокими академическими требованиями. В свою очередь и родители признают авторитет школы, необходимость образования и изучения русского языка. Многие из них стараются говорить на русском даже дома, чтобы повысить уровень знания детей и попрактиковаться самим.

Адаптация и образование детей мигрантов - важная задача государства. Сейчас созданием специальных программ для таких учеников занимаются частные образовательные центры и некоторые школы, которые берут инициативу в свои руки с целью создать комфортные условия для всех учащихся, повысить рейтинг школы и получить государственное финансирование.

На данный момент интерес к вопросу адаптации и образования детей мигрантов стремительно растет. Это видно на примере того, что начинают появляться первые научные исследования на эту тему, создаются организации, специализирующиеся на помощи в интеграции иностранных граждан. Как можно заметить, по результатам исследования, дети мигрантов сами стремятся скорее адаптироваться, изучить язык, получить необходимые знания для понимания культурного кода страны, в которой они живут, и наладить контакты с местными. В этом случае нужна лишь государственная поддержка и внедрение официальных образовательных программ, учитывающих национальные особенности мигрантов.


Александра Близнецова
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»