Актёр и строитель. Как трудовой мигрант стал лауреатом театральной премии


Интересная история мигранта из Таджикистана Абдумамада Бекмамадова, чью жизнь осветили два неожиданных события и прославили его среди театралов Москвы.

Актёр и строитель. Как трудовой мигрант стал лауреатом театральной премии
Информация о трудовых мигрантах чаще всего предоставляется исключительно в цифрах – столько-то приехало, столько-то осталось, так что проблемы работающих в России иностранцев некоторым могут казаться чем-то отвлечённым, далёким. Сухая статистика обычным людям ничего не говорит и никак не может их тронуть. На проблему стоит смотреть с человеческой стороны, только так можно к ней позитивно расположить. В этом плане интересна история мигранта из Таджикистана Абдумамада Бекмамадова, чью жизнь в своё время осветили два неожиданных события и прославили его среди театралов Москвы.

Абдумамад Бекмамадов родом из горных районов Памира. Приехав в Москву на заработки, он трудился на стройках, мойщиком посуды в ресторанах, грузчиком, при том что сам он был невероятно творческим человеком. Бекмамадов писал и исполнял песни, часто на импровизированной сцене играл перед родными и знакомыми. Но в Памире, если в доме несколько сыновей, один из них остаётся ухаживать за родителями и присматривать за детьми своих братьев и сестёр, которые отправляются на заработки. Так они поддерживают друг друга. Чтобы полностью обеспечивать свою семью, Абдумамад был вынужден безвылазно жить в Москве в течение десяти лет.

В 2012 году театральный режиссёр Всеволод Лисовский поставил документальный спектакль «Акын-опера», посвящённый проблемам мигрантов в России. Целью проекта, по словам его создателей, было предоставить московской публике возможность услышать голос тех, кого они видят каждый день, но ничего о них не знают. В постановке приняли участие три трудовых мигранта, в том числе и Абдумамад. История могла бы пройти незаметно, однако «Акын-опера» завоевала престижную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент». Представьте себе беспрецедентный случай: на сцену Большого театра вместе с известными актёрами за наградой вышли три трудовых мигранта!

Было бы неверным утверждать, что жизнь Абдумамада после такого события резко изменилась. Однако на очередном спектакле его заметила режиссёр-документалист Анна Моисеенко и сделала неожиданное предложение – снять фильм о его жизни. Четыре года они провели вместе. Моисеенко даже ездила на родину Абдумамада, запечатлела его дом, родных, прошлую жизнь. Кадры с работой на стройке противопоставлялись песням Бекмамадова, что, кстати, дало название картине – «Песни Абдула». Хотя главной целью режиссёра было не рассказать историю конкретного человека, а через неё заявить о всей проблеме: жизнь между двумя странами; работа не по призванию; люди, вынужденно оказавшиеся не на своём месте, оторванные от корней.

Не каждому мигранту везёт также как Абдумамаду. Речь здесь не о материальном успехе, Бекмамадов по-прежнему работает на стройках и в ресторанах, в этом плане ситуация даже усложнилась: «Я стал больше заниматься творчеством, любимым и профессиональным делом, но меньше зарабатывать. Работаю по-прежнему на стройках Москвы, но сейчас некоторые работодатели неохотно берут меня на работу. Всё-таки лауреат "Золотой маски", а тут строительные работы. Кроме того, много времени отнимают репетиции, а это значит, что я меньше бываю на рабочем месте. Кто согласится иметь такого вот работника-артиста?», – сказал он в интервью русской службе BBC. А в Россию каждый год приезжают сотни тысяч мигрантов, чьи истории не менее трогательны, но и не более просты.

Согласно исследованию Владимира Мукомеля из Института социологии РАН «Мигранты на российском рынке труда: занятость, мобильность, интенсивность и оплата труда», проведённого в 2017 г. на основе опроса 8577 трудовых мигрантов, высшее и неполное высшее образование имели 19 % респондентов (среди женщин-мигрантов – 26,5 %). Однако в профессии остаются немногие. Например, в сфере здравоохранения – лишь 22 %, образования – 8,5 %. Бывшие врачи, учителя, другие специалисты становятся строителями, нянями, сиделками, домработницами, каждый третий мигрант с высшим образованием устраивается рабочим. Не говоря о культурной изоляции от родины и языковом барьере. Хотя уже видно, как правительства стран-экспортёров пытаются на законодательном уровне помогать своим гражданам-мигрантам. Здесь, в частности, можно вспомнить законопроекты правительства Узбекистана о создании достойных условий для трудящихся за рубежом граждан и системной работе с ними, хотя проблема находится лишь на начальной стадии решения.

И, конечно, мысль не должна сводиться к силлогизму «Мигранты тоже люди», этот вывод унизителен для обеих сторон, но к желанию изучать друг друга, постигать два разных мира, ведь только с таким посылом можно говорить о гармоничном сосуществовании.

Илья Голубев
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»