25 августа 2023 года в рамках форума «Юность древних городов» пройдет IX межрегиональная научно-практическая конференция «Рязанская земля: история, культура, общество», посвященная 245-летию учреждения Рязанской губернии. Спикеры форума обсудят вопросы, связанные с историей, культурой, искусством, религией, знаковыми событиями и выдающимися людьми нашей страны. Специалист по учёту и хранению музейных предметов Бахрушинского театрального музея выступит на научной сессии с докладом «Успенский собор Рязанского Кремля в контексте русского барокко». Научный сотрудник музея расскажет об истории возникновения памятника и его создателе, об особенностях русского барочного стиля, в котором он выполнен, прототипах и традициях, положенных в основу его уникальной архитектуры.
«Тема моего доклада «Успенский собор Рязанского Кремля в контексте русского барокко», казалось бы, далека от театрального искусства, но это не так. При изучении архитектурных форм этого уникального храмового памятника конца XVII века, обнаруживаются явные идеи барочной игры, театра. Эта театрализованность напрямую связана со стилем барокко, в котором выполнен собор, и именно этот стиль отличает игра с архитектурными формами. Исконно барочное здание намеренно играет с наблюдательностью зрителей. Оно не дает понять себя до конца, представляя порой совершенно разные, контрастирующие образы внешних и внутренних форм», – говорит автор доклада, специалист по учёту и хранению музейных предметов Бахрушинского театрального музея Прасковья Морозова.
Барокко в России принято связывать с результатами Петровских реформ начала XVIII века. Именно в конце XVII – начале XVIII вв. появились активные связи с Европой – экономические и культурные. Это взаимопроникновение государств и культур оказало сильнейшее влияние на всю русскую художественную традицию.
Важно отметить, замечает Прасковья Морозова, что «русская барочная традиция заимствует внешнее декоративное наполнение, игнорируя при этом внутреннее содержание: поэтику изломанных архитектурных форм, театральность и совершенно иную телесность зданий».
«Барочностью» Успенский собор Рязанского Кремля обязан своему создателю – русскому архитектору Якову Григорьевичу Бухвостову, одному из основоположников нарышкинского стиля, характерного для тех лет в архитектуре Москвы и ее окрестностей. Под руководством этого крепостного зодчего окольничего боярина М.Ю. Татищева за шесть лет был возведен новый собор в Рязани, ставший одним из памятников московского барокко. Просьба о дозволении его строительства от местного митрополита Иосифа в 1677 году была удовлетворена решением царя Фёдора Алексеевича. В мае 1693 года началось строительство собора, и в 1699 году работы были завершены.
Авторство Якова Бухвостова приписывают еще двум храмовым памятникам Рязани, которые также относятся к нарышкинскому стилю – это Борисо-Глебский собор и церковь сошествия Святого Духа Солотчинского монастыря. Однако автор доклада усматривает заметные отличия в декоративной программе этих строений от Рязанского Успенского собора, и оставляет изучение этой темы для будущего исследования.
Бахрушинский – участник VI Международного форума древних городов в Рязани
25.08.2023
25 августа 2023 года в рамках форума «Юность древних городов» пройдет IX межрегиональная научно-практическая конференция «Рязанская земля: история, культура, общество», посвященная 245-летию учреждения Рязанской губернии. Специалист Бахрушинского театрального музея выступит на научной сессии с докладом «Успенский собор Рязанского Кремля в контексте русского барокко». Научный сотрудник музея расскажет об истории возникновения памятника и его создателе, об особенностях русского барочного стиля, в котором он выполнен, прототипах и традициях, положенных в основу его уникальной архитектуры.