Эксперт в авиации, основатель компании BJET Алексей Бутримов - о правилах экспорта Минторга США в авиационной отрасли, которые якобы нарушают отечественные предприниматели
Пока продолжается конфликт на Украине, российские миллиардеры прощаются со своим зарубежным имуществом. Под очередные американские санкции попали самолеты олигарха Романа Абрамовича. Известно, что суд США одобрил конфискацию двух бортов бизнесмена. По некоторым данным, один из самолетов Абрамович не успел доставить в Россию, возможно, он находится в Дубае. Чего может лишиться миллиардер? Gulfstream G650ER - реактивный двухдвигательный бизнес-джет, рассчитанный на 11 – 18 пассажиров, стоит примерно 60-63 миллионов долларов, что зависит от опций самолета и салона. Boeing 787-8 Dreamliner – это широкофюзеляжный двухдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт, который в данном варианте вмещает 50 человек. Стоимость такого воздушного судна в VIP-конфигурации может составлять сотни миллионов долларов и так же зависит от наполнения салона – кто-то, например, предпочитает инкрустацию из золота и бриллиантов. Точную стоимость самолета знает только сам его владелец.
Если говорить о юридически правомерных документах, которые требуются для оформления самолета в собственность и для допуска его к полету, то в первую очередь необходим договор купли - продажи. Борт регистрируют авиационные власти, после этого его передают оператору, и воздушное судно может совершать полеты.
Аналогичных судебных решений с арестом частных самолетов российских олигархов за рубежом еще не принимали, но санкционных блокировок с марта этого года произошло очень много, что, по сути, то же самое. Борт остается на неопределенное время там, где он находился в момент наложения санкций – по всему миру много «запрещенных» воздушных судов. Причем блокируют не только самолеты из санкционных списков, но и самих российских владельцев.
В такой ситуации все слишком натянуто. США вводит санкции, и вы не можете летать в Россию на самолетах, зарегистрированных за рубежом. А если вы пересекли границу страны, то – нарушили экспортный контроль. Но до введения санкций самолет так же был не в США и летал в РФ и другие страны. Тогда почему раньше не вводили данный арест? Любое воздушное судно, которое выпускают с заводов Канады, США и других стран, летает по всему миру, и никогда никто не требовал подобных экспортных лицензий. Если следовать логике американского правосудия, можно конфисковать любой самолет любого перевозчика, который летает в Россию, например, компании Emirates.
Все, что делает сейчас США, - грабительство, это нарушает правовые нормы и называется русофобией, отменой всего, что связано с населением России. Самолеты и другое имущество арестовывают по мнимым признакам, а собственник потом доказывает, что такие решения незаконны. За действия представителей власти частные лица не могут отвечать в принципе - подобного в мировой юридической практике, в частности в авиации, еще не случалось. Мы же видим, что меры, предпринимаемые Евросоюзом и США, распространяются на отдельных граждан. Пока владелец имущества будет отстаивать свои права, его машина превратится в металлолом – ведь независимо от того, летает она или стоит, ее нужно постоянно обслуживать.
Что подразумевает американский суд под «конфискацией», пока до конца непонятно. Если борт находится за пределами России и дружественных ей стран, западное правосудие может запретить полеты и какие-либо действия с самолетом, что выведет бизнес-джет из состояния летной годности, а в последствии выльется в запрет полной эксплуатации или в дорогостоящее восстановление. Могут прислать экипаж одной из авиакомпаний США и транспортировать самолет на территорию своего государства.
Ранее, сразу после начала специальной военной операции, мы уже рекомендовали собственникам бизнес-джетов доставить самолеты из-за рубежа. И те, кто последовал этому совету, сейчас летают по территории нашей страны и дружественных государств. Полагаю, тем владельцам частных самолетов, которые оставили свои бизнес-джеты за границей, стоит задуматься о случившемся инциденте и принять для себя взвешенное решение в отношении собственного имущества.
Если уже арестованный самолет находится в Дубае, его владельцу ничего не остается, кроме как обратится в суд. Но мы все прекрасно понимаем, что суд будет не на стороне российского собственника. После судебных тяжб и снятия санкций – надеемся, в обозримом будущем их все-таки отменят – ценник самолета, простаивающего в Эмиратах, скорее всего, из-за отсутствия обслуживания будет близок к «нулю». Если же собственник успел доставить борт в Россию, то его следует зарегистрировать в РФ, после чего можно продолжить полеты в дозволенных пока пределах.
Справка:
Алексей Бутримов – основатель компании BJET, которая занимается обслуживанием частных самолетов, окончил Московский государственный технический университет гражданской авиации, работал техником в «Аэрофлоте», инженером в «ВИМ-Авиа», начальником смены в «КД-Авиа». В 2011 года перешёл в сферу бизнес-авиации. В 2013 году основал компанию BJET, которая специализируется на подборе, покупке, продаже, обслуживании судов частной авиации, их финансовом аудите и предоставлении операционных услуг.
Бизнес-джеты российских предпринимателей – в режиме отмены
10.06.2022
О правилах экспорта Минторга США, которые якобы нарушают крупные отечественные предприниматели, рассуждает основатель компании BJET Алексей Бутримов.