SAPE ERROR: Не могу считать данные из файла: /var/www/www-root/data/www/re-port.ru/0e1cf66a241080dd1d3bf9b914aa7cd7/links.meta.db

Благими намерениями выложена дорога в никуда

Благими намерениями выложена дорога в никуда

19.06.2023

ПМЭФ-2023 в самом разгаре, так что экспертам остаётся только гадать, смогут ли петербургские власти превзойти итоги прошлого года, когда Смольный объявил о заключенных с инвесторами соглашениях на полтриллиона рублей.

Впрочем, красивые цифры далеко не всегда означали реализацию проектов. Петербургский международный экономический форум по праву считается одним из важнейших экономических событий в стране, но всё чаще раздаются голоса, утверждающие, что за своей представительской функцией он теряет остальные. И поводы для такого пессимизма у критиков имеются. Организаторы регулярно рассказывают о крупных инвестиционных проектах, одобренных на полях ПМЭФ, но далеко не всегда из этих договорённостей вырастет что-то дельное. Ещё в прошлом десятилетии было объявлено о планах построить аэроэкспресс от Витебского вокзала до Пулково. Прошли годы, а единственным вариантом добраться до аэропорта из центра города по-прежнему остаётся автомобильная дорога. И постоянно колеблющийся пассажиропоток воздушной гавани только затягивает нерешительность городских властей начать, наконец, прокладку железной дороги к ней. На ПМЭФ-2018 вообще анонсировали множество крупных транспортных проектов: терминал для лоукостеров в Пулково, легкорельсовую линию от Кировского завода до Красного Села, трамвай до Петергофа. Каждый из них остался только на бумаге по разным причинам, но тренд на замораживание широкоразрекламированных на форуме идей постепенно набирает обороты. На ПМЭФ-2019 объявили о грядущем появлении центра паллиативной помощи и расширении онкодиспансера в Колпино, стоимостью в 15 млрд руб. Спустя пару лет входящий в «Ростех» холдинг «Швабе» заморозил реализацию проекта, посчитав более выгодным направить силы на борьбу с коронавирусом. Ничуть не более светлым оказалось и будущее перинатального центра на улице Вавиловых. В нескольких районах (Выборгском, Приморском и Калининском районах), где проживают 1,6 млн человек, нет ни одного государственного роддома, поэтому на группу компаний «ЕКС», анонсировавших строительство, рассчитывало огромное число горожан. Презентованный на ПМЭФ-2019 как объект за 10 млрд руб., уже через год он подорожал до 15. Несмотря на все согласования начинать масштабную стройку так пока и не спешили. И только этой зимой правительство Санкт-Петербурга заключило соглашение с ООО «Современные перинатальные технологии» (дочернее предприятие ярославской ГК «ЕКС») о государственно-частном партнерстве на возведение перинатального центра. — С учетом положений соглашения и практики реализации инфраструктурных проектов полагаем, что необходимо заложить около 12 месяцев на проектирование, прохождение государственной экспертизы и финансовое закрытие. С учетом этого срока начало строительства возможно ориентировочно в конце 2023 года, — отметили в пресс-службе ЕКС. Возможные ориентиры постепенно тают в тумане времени, прошло четыре года с анонса роддома, а пока даже к возведению фундамента никто не приступил. В 2020 году форум не проводили из-за пандемии, тем удивительнее были результаты 2021-го, когда инвесторы выступили с предложением вложить рекордные 600 млрд руб. Но крылатое выражение «обещать не значит жениться» в отношении ПМЭФ только укреплялось. В 2021 году Смольный подписал с компанией «Мегалайн» соглашения, касающиеся строительства инновационного центра в Горской, в Приморском районе. Бизнес планировал построить на месте заброшенной свалки IT-деревню, а часть территории отдать под производственно-складские помещения современного формата. Плюс на побережье должна была появиться благоустроенная набережная, туристический кластер и музей. За год компания успела провести международный архитектурный конкурс на лучшее градостроительное решение, но, когда пришла пора представлять его победителя на ПМЭФ-2022, Смольный отказался от соглашения и представил другого инвестора для развития Горской — корпорацию «Туризм.РФ» и яхт–клуб Санкт–Петербурга. Разразился грандиозный скандал, поскольку инвестора в то же время лишили возможности построить на территории города 61 транспортно-пересадочный узел. Проект предполагал инвестиции в размере 186 млрд рублей. При этому руководство Северной столицы заверяет, что пересадочные хабы обязательно появятся. А вот где, когда и за чей счёт – совершенно непонятно. Крупный бизнес быстро понял, что в эту игру можно играть вдвоём. Поэтому долго ждать ответа не пришлось. Прошлым летом петербургские чиновники обсуждали договоренности с девелопером GloraX по реконструкции Апраксина двора. Подписанное на 50 млрд рублей соглашение опять же не было реализовано, поскольку инвестор потерял к нему интерес. Как заявил первый вице-президент и совладелец холдинга Александр Андрианов, заключённые со Смольным договорённости о проектах являются лишь соглашениями о намерениях и ни к чему не обязывают застройщика. В результате невыполнение даже одной такой договоренности означает, что от озвученных 500 млрд рублей инвестиций можно смело отнять 10%. Так что если и говорить об эффективности, то только на бумаге. Сколько именно инвестиций Санкт-Петербург привлечёт этим летом, ещё непонятно. Ясно одно – далеко не все проекты воплотят в жизнь. Это стало дурной традицией, которую международный форум выпестовал за последние годы, и отказываться от неё не планируют ни предприниматели, ни чиновники.