Василий Лавров, директор по развитию ПАО "ТОННЭКС" http://tonnex.group/, комментирует недавний доклад ЦБ, в котором обсуждается будущее экосистем и подходы к их регулированию.
Правительство по поручению Президента РФ готовит концепцию регулирования цифровых экосистем – 17 марта Минцифры представило ИТ-ассоциациям разработанный проект для подготовки замечаний. В проекте предлагается официально определить,что же такое «экосистема» и «цифровая платформа», а также он содержит общие положения о необходимости стимулирования поэтапной трансформации цифровых сервисов в сторону цифровых платформ и рынка экосистем. При этом власти обеспокоены перспективой попадания российских граждан в зону влияния иностранных экосистем – такой вывод можно сделать из информации СМИ о концепции регулирования цифровых экосистем, главной целью которой указывается обеспечение конкурентоспособности российских компаний и «развитие конкуренции для всех участников глобального цифрового рынка».
Параллельно свой доклад на тему регулирования экосистем представил ЦБ, который относится к ним достаточно осторожно. Регулятор обращает внимание на риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы.
- С точки зрения банков как участников или потенциальных участников экосистем оправданы ли опасения ЦБ в части возможных злоупотреблений?
В. Лавров: Новый смысл слова «экосистема» есть некий эвфемизм, довольно вненравственный прием, которым монополисты нашего времени пытаются прикрыть, закамуфлировать свою неприглядную суть.
Почему бы не прикрыть свои монопольные – а значит, абсолютные возможности приставкой «эко»?! Все как то сразу становится благообразно и созвучно хипстерско - инфантильной эпохе.
«Опасения ЦБ» – есть тоже оксюморон. Мегарегулятор и есть, де факто, инструмент подавления конкуренции на всех, доступных ему, рынках страны.
Поэтому «озабоченность» структуры, вырастившей олигархат, возможностями последнего, трогательна, само собой. Но вряд ли искренна.
- Какие риски видятся самыми серьезными в для клиентов и партнеров экосистем?
В. Лавров: У монополиста нет партнеров. Нет и клиентов. У монополии есть только просители. Вот и все риски.
- Какие нюансы конкурирования экосистем должны быть обязательно отражены в законе?
В. Лавров: Есть антимонопольное законодательство. Ходят слухи, что где-то на Садовом кольце есть даже служба, организация, ответственная за выполнение этого законодательства.
Если это правда, то хотелось бы поинтересоваться у этой службы, как структура с бесконечным и бесплатным источником пассивов (Сбербанк, например), собирается конкурировать с шаурмячными. Экологичным образом. Вместо того чтобы использовать свои (государственные де-факто) возможности для решения стратегических задач страны.
Экосистемы в России. Регулировать зачем развивать
Независимый эксперт и ведущая авторской колонки Мария Красенкова о мировом опыте регулирования цифровых экосистем в части его применимости к российскому рынку
В настоящее время по поручению президента правительство РФ обсуждает с бизнес--сообществом концепцию регулирования цифровых экосистем, которая призвана в том числе помочь повысить конкурентоспособность российских компаний за рубежом, включая оказание господдержки. Банк России не остался в стороне и выпустил собственный консультативный доклад на эту тему.
Регулятор считает, что на российском рынке уже присутствуют сильные локальные игроки, составляющие достойную конкуренцию глобальным бигтехам по всем направлениям деятельности. Например, исходя из доклада подразумевается, что на рынке платежей американские бигтехи Google Pay и Apple Pay соперничают с Yandex Pay, Сбером, Тинькофф, ВТБ и МТС Банком.
В качестве еще одной национальной особенности в документе указывается значительная роль финансового сектора в формировании экосистем - не только крупные технологические компании, но и банки активно двигаются в эту сторону. Среди крупнейших российских экосистем помимо Яндекса, МТС и Mail.ru Group в докладе указаны Сбербанк, Тинькофф и ВТБ.
Пока правительство готовит предложения по определению, что такое «экосистема» и «цифровая платформа», ЦБ предлагает свои критерии. Важной характеристикой экосистемы, по мнению Банка России, является формирование единого «профиля клиента», обобщение сведений обо всех его приобретениях в экосистеме и использование этих данных для адресного предложения клиенту товаров и услуг. При этом регулятор считает, что экосистемой могут считаться и цифровые платформы, выстроенные вокруг одной или нескольких базовых потребностей клиентов. Например, «экосистема недвижимости может включать помимо сервиса по подбору и приобретению квартиры также связанные продукты, начиная от ипотеки и заканчивая услугами по ремонту, дизайну и клинингу».
С учетом таких достаточно общих критериев под определение экосистемы подпадает, как представляется, максимально широкий круг игроков рынка. Для регулирования деятельности которых, в целях снижения или минимизации возможных рисков, Банк России уже предложил разработать всеобъемлющий комплекс мер, в том числе, для обеспечения:
- развития и поддержания конкурентоспособности национальных платформ и экосистем;
- контроля за долей доминирующей экосистемы и/или ее элементов на отдельных сегментах рынка, а также противодействия недобросовестным практикам;
- защиты интересов не аффилированных с экосистемой поставщиков. Это и внедрение обязательных открытых программных интерфейсов (Open API), позволяющих потребителям и поставщикам быстро переходить между разными платформами и экосистемами, и запрет на обязательное пакетирование услуг доминирующими игроками;
- непрерывности деятельности крупных экосистем, управления данными, а также информационной безопасности и противодействия мошенничеству;
- контроля использования внутренних учетных единиц экосистемы, включая запрет на их использование в качестве платежного средства, средства накопления и заемных средств;
создания новых или введения регуляторного режима благоприятствования для инфраструктурных решений Банка России;
- защиты интересов кредиторов и вкладчиков - юридических и физических лиц.
Выявленные риски и предлагаемые меры в документе сформулированы на основе резюме опыта зарубежных регуляторов, действия которых в ряде случаев были весьма жесткими.
Так, в Китае под давлением властей дочерняя финтех-¬компания Alibaba - Ant Group - была вынуждена отменить в ноябре 2020 года IPO на 37 млрд долл. США, планировавшееся как крупнейшее размещение в мире, а после и согласовать с правительством план реструктуризации бизнеса.
А в январе 2021 года Народным банком Китая были предложены меры по ограничению концентрации рынка в сегменте онлайн-¬платежей, что потенциально нанесло еще один удар по финансовому технологическому гиганту Ant Group Co. и его крупнейшему конкуренту Tencent Holdings Ltd. Согласно опубликованному проекту правил, любая небанковская платежная компания, занимающая треть рынка онлайн-¬транзакций, или две компании с совокупной долей свыше 50% могут быть подвергнуты антимонопольному контролю. Если монополия подтвердится, регулятор может предложить кабинету министров ввести ограничительные меры, в том числе — разделить предприятие по видам деятельности.
Однако в Китае власти хорошо понимают, что ослабление власти бигтех-¬компаний несет в себе высокий риск. В КНР оплатой через мобильные приложения пользуются уже в общей сложности 1 млрд человек. Если расчеты будут чрезмерно регулироваться, то реальная экономика - розничная торговля и интернет-¬магазины - могут пострадать. Поэтому в качестве средства изменения этой ситуации китайское правительство возлагает свои надежды на цифровой юань.
Пользователи цифрового юаня будут создавать цифровые кошельки в банках, где у них есть депозитные счета, а затем конвертировать необходимые суммы наличных в цифровые юани. Пользователи смогут переводить цифровые юани непосредственно другим пользователям со своих цифровых кошельков, установленных на их смартфонах, в том числе не используя интернет.
В Индии, благодаря запуску в 2016 году платежной системы Unified Payments Interface, переводы и платежи напрямую с банковских счетов из мобильных приложений уже стали реальностью и без введения цифровой валюты (в марте 2021 года в системе было совершено 2,73 млрд операций на 5 трлн рупий - 13,6 млрд долл. США), что на 18% больше, чем в феврале).
Платежные приложения, с помощью которых отправляют денежные переводы из банков с использованием UPI, такие как PhonePe (42,5% транзакций) под эгидой американского розничного гиганта Walmart и Google Pay (36%) американского же поискового гиганта Google, стали мейнстримом.
Теперь для обеспечения конкуренции на рынке индийские регуляторы планируют ограничить количество транзакций одного приложения 30 процентами от общего числа транзакций.
В свою очередь Центральный банк Бразилии приостановил работу платежного сервиса WhatsApp (второй по количеству пользователей рынок для приложения - 120 млн в 20216 году) вскоре после его первоначального запуска в июне 2020 года. Регулятор заявил, что WhatsApp не имеет надлежащих лицензий для работы в качестве платежного сервиса и вызывает антимонопольные опасения. Перезапуск был одобрен после того, как Visa и Mastercard, которые ранее обрабатывали платежи через WhatsApp (до того, как сервис был приостановлен), получили это одобрение регулирующих органов.
Эти примеры объединяет то, что регуляторы этих стран реагировали постфактум на сложившуюся ситуацию, в то время как Банк России в докладе предлагает отдать предпочтение превентивному регулированию возможных рисков. Предполагается разработать аналитический инструментарий и организовать сбор соответствующих данных для анализа силы сетевых эффектов, потенциала экономии на масштабе, а также потенциала информационных асимметрий растущих экосистем.
Насколько текущий формат работы Банка России со сбором формализованных форм отчетности и последующей частично автоматизированной обработкой данных, позволяющий увидеть статистику за первый квартал лишь в начале третьего, дает возможность эффективно выявлять возникающие диспаритеты и принимать необходимые меры с учетом возникающих трендов заранее, в условиях высокой скорости изменений, - это интересный вопрос, который можно будет обсудить в рамках запланированных консультаций с рынком.
Так же как и упомянутые в докладе «равные стартовые возможности для роста». Если ко всем экосистемам будут применяться одинаковые вне зависимости от специфики/маржинальности бизнеса требования к отчетности, безопасности, доступа к данным, обязательности использования инфраструктуры Банка России (в рамках режима благоприятствования) и т. д., то это вряд ли будет способствовать появлению новых национальных инновационных платформ, конкурирующих с крупными игроками.
Будем надеяться, что в процессе обсуждения оптимальный баланс между интересами рынка и регулятора будет найден.
"Плас": https://plusworld.ru/daily/cat-news_regulators/ekosistemy-v-rossii-regulirovat-zachem-razvivat/
Будущее экосистем и подходы к их регулированию – мнение эксперта Василия Лаврова
11.05.2021
Василий Лавров, директор по развитию ПАО "ТОННЭКС" http://tonnex.group/, комментирует недавний доклад ЦБ, в котором обсуждается будущее экосистем и подходы к их регулированию
1