Быть курсантом было престижно!
Самое время накануне Дня Победы поговорить о перспективах: о будущем отрасли, флота, страны и людях. Хорошо помнит ту самую, знаменитую на всю страну, Мурманскую среднюю мореходку Василий Федорович Никитин, посвятивший жизнь рыбной промышленности.
Василий Федорович Никитин
Он поступил в нынешний ММРК им. Месяцева в 1961 году. Тогда было престижно учиться в мореходке. Ребят привлекали к участию во всех праздничных мероприятиях города и парадах.
«Так статусно было у всех на глазах появляться в курсантской форме. Тогда я учился в заведении, которое очень высоко котировалось. К сожалению, сегодня мореходка этот статус теряет, - вспоминает Василий Федорович, - Хочу отметить, какой был преподавательский состав – это была элита для города. Нам преподавали не теоретики, а люди, которые сами ходили в море, имели колоссальный опыт и знали, куда и для чего готовят ребят».
Как раз в 64 году начала происходить смена: после войны шли на флот шуксовики (выпускники школы совершенствования командного состава), их готовили где-то полгода. После выходили на суда штурманами или механиками - тогда жизнь заставляла. Василий Никитин как раз к первой практике попал на смену этих шуксовиков на выпускников мореходки.
«Однажды стою самостоятельную вахту на практике мотористом. Вдруг свисток. Мне говорят: поднимись на мостик, а стармех тебя заменит. Поднимаюсь и слышу: у нас там заломило бортовой киль и нельзя спускать сети, порвет. Но там есть спасатель – обрежет. Нужно составить судовую роль на английском языке. А шуксовики-то английский не знали. И мне, мальчишке, курсанту средней мореходки пришлось создавать эту судовую роль на английском. Это еще раз показало, что нужна уже была смена - молодых, знающих, с высоким уровнем навыков и умений, - говорит Василий Федорович, - Курсантов привлекали в порту на выгрузках. Диплом получали с удостоверением, подтверждающим работу по специальностям сварщика, слесаря, токаря, т. е. выпускник мог выполнить элементарные ремонтные работы в рейсе. Я начинал на средних рыболовных траулерах. Очень была доброжелательная обстановка – нас было кому и чему учить. Была наработана система наставничества. Во время практики все получали зарплату. Все понимали, что курсанты – это будущее флота, и все были заинтересованы, чтобы пришли нужные и знающие специалисты на смену предыдущему поколению. Организован был досуг. Мореходка совместно с педучилищем устраивала танцы. Сколько семей тогда родилось».
Работали военно-морские циклы: готовили и выпускали младших лейтенантов. Молодой человек выходил с мореходки с профессией и военным билетом. Сейчас все отменили, и военную кафедру, и ряд столь нужных дисциплин.
«Сегодня я вспоминаю мореходку самым добрым словом. И, Дай Бог, возобновить те традиции нашей родной мореходки», - заключил Василий Федорович Никитин.
ВРЕМЯ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ !
Поддержал беседу Виталий Петрович Касаткин, думаю, он не нуждается в особом представлении: его жизнь так же, как и Василия Федоровича, связана с рыбой и морем. Будучи руководителем и судовладельцем, он не меньше болеет вопросом нехватки профильных специалистов.
Виталий Петрович Касаткин
«Шесть лет назад была сделана грандиозная ошибка в системе подготовки кадров рыбной промышленности. Если все военные ВУЗы будут переведены в Минобр, что будет с армией через 10 лет? Это было самое неразумное решение - отобрать у профильного ведомства мореходку и засунуть в Министерство, у которого больше 700 учебных заведений, и наше где-то в самом низу. Это, мягко говоря, запланированная диверсия!», - сетует Виталий Петрович, - Упал уровень персонала. Произошел разрыв между флотом и учебным процессом подготовки кадров».
Сегодня судовладельцы покупают лучшее оборудование, чтобы обеспечить высокую производительность труда, а в учебном процессе, в программах это не учитывается. Учатся по одним образцам, а в рейс выходят к технике, которой и в жизни не видели.
«Мы как-то с Василием Федоровичем (от ред. Никитиным) пошли посмотреть аудитории в МГТУ. Я долго смеялся после этой экскурсии: там в лабораториях стоят приборы, по которым еще я учился, почти полвека назад. Там стоит то, чего уже давно на флоте нет. Все на судах уже новое и современное», - говорит Касаткин.
Разрыв между флотом и образовательным учреждением увеличивается все больше. Практика показывает, что сегодня для вывода самостоятельно на вахту третьего штурмана, нужен минимум год. При том раньше выпускники мореходки становились капитанами через два-три года. Практики не хватает, сокращено все. Оставшиеся учебные парусники могут обеспечить лишь посредственное представление о море. Современные суда компьютезированы, но недостаточно «нажимать на кнопку», нужно уметь найти причину возможной неисправности и устранить. С этой целью промышленники готовы привлекать действующих специалистов флота, которые научат мальчишек: «Сегодня необходимо насытить среднее мореходное училище лабораторным оборудованием, обеспечить практики на флоте. За каждым курсантом на судне нужно закреплять специалиста. Обязательно нужно обновить преподавательский состав - недостаточно читать лекции, их нужно подтверждать примерами из жизни, а для этого сам преподаватель должен иметь опыт работы в море. То есть преподавательский состав должна формировать промышленность», - говорит Виталий Петрович.
МЕНЯ ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЯ...
В этом году средняя мореходка, ныне Мурманский морской рыбопромышленный колледж, отметит свое 90-летие. С 1968 года носит имя известного исследователя арктических морей И. И. Месяцева. Пока нескончаемая смена «имен» показывает лишь планомерный упадок качества обучения и мотивационного настроя будущих мореплавателей.
Вячеслав Константинович Зиланов
Вячеслав Зиланов, всю свою жизнь занимающий руководящие посты в профильных ведомствах, имеющий ряд профессиональных правительственных наград, сетует: «Как показывает современная жизнь, рыночная экономика сегодня дает широкий выбор с одной стороны, а с другой - ориентирует выбор нынешнего поколения на зарплату, и чтоб она была большая при минимальных усилиях. Так устроен мир в капиталистической системе. Но работа должна не только приносить жизненные блага, но и моральное удовлетворение профессией, которую он избрал, или, будем так говорить, профессией, которая его избрала».
Вячеслава Константиновича профессия избрала по окончании им семи классов Советской школы. Тогда уже молодые мальчишки понимали, что стабильность обеспечат получение специальности и труд. В 14 лет он поступил в Белгород-Днестровский рыбопромышленный техникум. Морская романтика тянула. Да и государство поддерживало: отучился, получил направление на работу. В далеком 57-м он вышел в море. Дальше – нескончаемые просторы океана и карьерный рост: «В министерстве рыбного хозяйства СССР огромное внимание уделяли взращиванию кадров. Была продумана и успешно реализовывалась система среднетехнического образования. Были организованы ускоренные курсы капитанов, чего сейчас не хватает. Ну и конечно процветало высшее образование – вершина судовождения, механиков, технологов.
Профессия рыбака звучала гордо. Я вспоминаю Мурманск, когда идешь по проспекту Ленина, по Траловой улице, и встречаешь людей в форме капитана, штурмана или с лычкой матроса. Девушки обращали внимание, горожане смотрели с уважением. Форма дисциплинировала, человек, носивший ее, не имел права запятнать себя плохим поступком.
1 из 2
Даже в градостроительстве прослеживался высокий статус морской профессии: на Ленина до сих пор стоят дома, ранее назывались «Дом капитана» или «Дом старшего механика». Строились по личному указанию товарища Сталина. А нынешнее здание МТФ ранее было домом междурейсового отдыха моряков. Мало, кто знает, что на верхнем этаже, уже, наверное не сохранилась, была радиорубка, которая обеспечивала связь со всем океаном».
- Вячеслав Константинович, как сегодня вернуть эти традиции?
-Это совместная работа и представителей региональных властей, и промышленников, и населения. Сегодня в условиях санкций, когда наши «друзья» с запада делают все, чтобы разрушить нашу оборонную, экономическую и образовательную системы, стоит вернуть Министерство рыбного хозяйства со всеми полномочиями, как говорится, от лодки до глотки: поймал рыбу, обработал, в магазин ее поставил. Это требует времени и людей с государственным мышлением на перспективу. И вот средняя мореходка, которая формирует такие кадры для флота, безусловно должна подчиняться местным властям. Создать, вернуть хорошие условия для обучения – от общежития, учебных аудиторий и тренажеров до формы, дисциплины и практики. Вернуть мореходке судовые, морские направления, а не пекарей, как сейчас…
Все те же воспоминания о гордости носить курсантскую, потом профессиональную форму, о том, что Мурманск – город рыбаков, о том, что особое место в Параде Победы на Пяти углах занимали курсанты, о том, что ее выпускники тех лет, сегодня капитаны, руководители или ветераны рыбной отрасли, которые с болью в сердце переживают, подарит ли еще любимая мурманская мореходка флоту высококвалифицированных профессионалов морского дела…
Быть курсантом было престижно!
11.05.2022
Самое время поговорить о будущем отрасли, флота, страны и людях, о гордости носить курсантскую, потом профессиональную форму, о том, что Мурманск – город рыбаков, о том, что особое место в Параде Победы занимали курсанты...