Новый год в России традиционно начинается с роста цен на топливо. Нынешний не стал исключением – к середине января цена бензина на Санкт-Петербургской бирже вплотную приблизилась к историческим максимумам. Отчасти это объясняется ростом цены сырья и стремлением трейдеров успеть закупить максимально возможные объемы до февральского повышения акцизов. Однако главным фактором роста цен все же остается система налогообложения ТЭК, уверены эксперты, принявшие участие в онлайн-дискуссии «Что происходит на топливном рынке России и чего нам ждать в весенне-летний период 2021 года», состоявшейся на площадке Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Рыночные законы в России работают с перебоями. Но один – правда, специфический, - срабатывает с неукоснительной точностью. Если нефть в мире дорожает, бензин в России дорожает вслед за ней. Если цены на нефть падают, стоимость топлива в России растет, отметил, открывая дискуссию, модератор, руководитель медиацентра ИРТТЭК Дмитрий Коптев. По его словам, ярче всего это проявилось весной прошлого года, когда на фоне многолетних минимумов на нефтяных биржах оптовая цена бензина в нашей стране била рекорд за рекордом. Потом ситуация успокоилась, но с нового года цены снова пошли в рост и снова приближаются к рекордным значениям.
Например, как сообщает «Коммерсант», цены на бензин АИ-92 на СПбМТСБ выросли 21 января до 53,4 тыс. рублей за тонну, превысив максимальный уровень лета 2020 года, когда из-за недостатка предложения он подорожал до 51,5 тыс. рублей за тонну. Текущие котировки близки к историческому рекорду биржевой цены (54,9 тыс. рублей за тонну), который был поставлен в мае 2018 года. Цена на АИ-95 21 января превышала 54 тыс. рублей за тонну против прошлогоднего июльского максимума 57,8 тыс. рублей за тонну.
Как отметила директор департамента трейдинга УК «Олмар» Екатерина Федосихина, рост цен отчасти носит объективный характер. «В феврале планируется индексация акцизов на топливо. Поэтому ожидается рост цен, и, соответственно, люди хотят чуть-чуть больше закупиться перед ростом, успеть взять товар чуть подешевле», - объясняет она. Кроме того, большая закупка была в декабре, причем часть товара еще находится в пути. Поэтому объемы биржевых торгов пока невелики, а это всегда способствует росту цен.
Тем не менее главным фактором участники обсуждения единогласно признали систему налогообложения отрасли. «Это даже не демпфер, который в последнее время обсуждают, в первую очередь это акциз, то есть безусловное обязательство уплатить определенную сумму с определенного товара, - говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. – Причем самое интересное, что при расчете акциза, когда вы рассчитываете стоимость товара, вы сначала к добавленной стоимости прибавляете акциз, потом на это все начисляете НДС, то есть у нас еще внутри товара сидит налог на налог».
Впрочем, забывать про демпфер тоже не стоит. Этот механизм, который вводился под предлогом защиты российского топливного рынка от колебаний мировых цен на нефть, сейчас, когда они упали, превратился в одно из основных средств изъятия сырьевой ренты. По словам Екатерины Федосихиной, за прошлый год нефтяники заплатили в казну около 282 млрд рублей. Сейчас демпфер продолжает оставаться отрицательным и составляет в среднем 1800 рублей, которые производители доплачивают за каждую тонну реализованных нефтепродуктов.
Страдают в этой ситуации все. По последним данным маржинальность АЗС ввиду роста оптовых цен в некоторых местах упала с 1,5-1,8 рубля до 50 копеек за литр, говорит Екатерина Федосихина.
«Если мы рассматриваем бизнес реализации нефтепродуктов на заправке как самостоятельный, то без сопутствующих услуг он не выживает однозначно. Сопутка вытягивает все. У нас коллеги из Саратова, сеть, они даже арбузами торговали», - продолжает Дмитрий Гусев.
С точки зрения трейдеров ситуация на самом деле тоже достаточно невеселая, потому что с прошлого года ЦБ выпустил ковенанту об ограничении финансирования трейдеров и фактически сейчас под торговлю нефтепродуктами оборотного торгового финансирования нет, есть только залоговое, добавил эксперт.
Главный вопрос, который волнует в связи с этими событиями неспециалистов – когда и насколько такой рост биржевых котировок отразится на розничных ценах. «Базовый постулат – розница растет не более, чем на сумму инфляции плюс рост налогов. Поэтому все те проблемы, которые возникают с биржевыми ценами – это проблемы отрасли, проблемы регулирования отрасли, настройки налоговой системы, но никак не проблемы покупателей», - успокаивает Гусев. По мнению экспертов, к маю цена самого массового бензина АИ-92 составит не более 46 рублей за литр (сейчас чуть выше 44 рублей за литр).
Что происходит на топливном рынке РФ и чего ждать весной-летом 2021
02.02.2021
Главным фактором роста цен все же остается система налогообложения ТЭК, уверены эксперты, принявшие участие в онлайн-дискуссии «Что происходит на топливном рынке России и чего нам ждать в весенне-летний период 2021 года».