Что умеет копирайтер?


Копирайтер работает с разными специалистами: smm, маркетологами, пиарщиками, а также разработчиками сайтов, специалистами по внутренним коммуникациям и еще рядом других. И каждому из них необходимо решать свои задачи. В сегодняшней статье предлагаю посмотреть на профессию копирайтера глазами пиарщика. Что ждет от копирайтера человек, ведущий PR-проект?

Что умеет копирайтер?
Прежде всего, понимания основ копирайтинга. Не будем останавливаться на том, что копирайтера на проект подбирают осознанно. Почти у всех пиарщиков есть своя база специалистов, с которыми они работают из проекта в проект. Обычно, райтер подбирается, исходя из тематики и задач, которые необходимо решить. На сложные многосоставные проекты часто приглашается не один, а два райтера, каждый из которых будет решать свой блок задач.

Каждый текст в проекте решает какую-то задачу. Копирайтеру важно понимать, как он будет ее решать, и чего ему не хватает. И тут важно еще до старта работы как можно больше узнать от клиента все о проекте: подводные камни, плюсы и минусы. Тут не обойтись без вопросов. Хорошо, когда копирайтер уже тонко чувствует и заказчика, и тему, и ему не требуется задавать слишком много вопросов. Вопросы – это хорошо, но когда их слишком много хочется пойти к другому специалисту. Но это больше лирика. Не бойтесь задавать вопросы, лучше на берегу узнать все, чем в процессе оказаться в сложной ситуации.

В подавляющем большинстве PR-проектов есть ключевой формат текста – пресс-релиз. С него обычно стартует проект. И копирайтер должен легко справляться с пресс-релизом любой сложности. От текста ждут максимальной конкретики с одной стороны, упоминания всех ключевых смыслов, и главное – легкости. И эта легкость в некоторых проектах требует виртуозного владения словом, потому что темы бывают невероятно сложными. Например, кинофестивали с большим количеством фильмов. При всей кажущейся простоте темы, описать в стартовом пресс-релизе два-три десятка фильмов разной тематики и жанра нелегко. А уложить это в привычный объем 1-2 страницы - задача практически нереальная. Не забываем, что текст должен очень легко читаться, быть интересным и побуждать читателя посмотреть эти фильмы. Из чего следует, что писать пресс-релизы – важнейшее умение копирайтера с точки зрения пиарщика.

Имиджевое интервью. Медийных персон часто приглашают в проект для повышения интереса к проекту целевой аудитории и СМИ. И копирайтеру приходится писать интервью под запрос конкретного издания. И тут важно не просто взять интервью и потом записать ответы, а сделать это в формате журнала, в котором это интервью будет опубликовано. Поэтому райтер должен уметь анализировать стилистику изданий, уметь «подогнать» свой текст под требования того или иного СМИ. Как мы понимаем, интервью для «КоммерсантЪ» будет существенно отличаться о интервью в «The Voice».

Для повышения интереса к теме иногда используется формат статей. Статьи обычно также пишут под конкретное издание. И здесь копирайтеру важно не просто подстроиться под стиль СМИ и передать все ключевые тезисы проекта, но и сделать текст читаемым и увлекательным. Часто копирайтеры в угоду сохранения ключевых тезисов теряют в легкости и читабельности текста, делая реверанс в пользу заказчика, а не читателя. Соблюсти баланс всех интересов – это истинное мастерство.
Кроме того, иногда копирайтеру предлагается на основе ключевых тезисов написать новость, комментарий, ролик для радио или ТВ, а также подготовить серию постов в социальные сети. Не все копирайтеры берутся за все форматы в рамках одного проекта. Кто-то не берет интервью, кто-то не пишет для социальных сетей. И важно уметь заранее обозначить свою позицию, чтобы процесс работы был максимально комфортным, а заказчик мог заранее перестраховаться и подобрать специалиста на эту задачу.

Разные проекты требуют разной включенности копирайтера. На одних проектах нужно написать один-два текста на весь проект, а в других тексты нужны ежедневно. При том, что они могут отличаться друг от друга и форматом, и объемом, и задачами. Поэтому очень важно заранее оценивать свои силы, загрузку и способность к быстрой адаптации. Только осознанное отношение к себе и своей работе поможет копирайтеру не выгореть и успешно развиваться в выбранной профессии.
Всем успехов и хороших заказчиков!