Деловая активность бизнесменов из Поднебесной на территории России усиливается

11.07.2016

За три года число заявок от китайских компаний в кадровом агентстве Юнити выросло в 4 раза

Катализатором роста числа обращений к рекрутерам со стороны китайских компаний стало удешевление стоимости рабочей силы в нашей стране из-за падения стоимости рубля относительно доллара, евро и юаня. Высокая инвестиционная активность наших азиатских соседей отмечена на 12 территориях опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока. По оценке экспертов кадрового агентства Юнити, в данном регионе работодатели из Поднебесной уже составляют серьёзную конкуренцию отечественным, а в ряде случаев возникает соперничество за кандидатов между несколькими китайскими компаниями.
По словам министра по развитию Дальневосточного региона Александра Галушки, на разных стадиях запуска находятся несколько промышленных предприятий с китайскими инвестициями: нефтеперерабатывающий завод, производство цементного клинкера , переработка металлолома и использованных шин. В настоящее время обсуждается масштабный проект по переносу в регион китайских производственных мощностей в 12 направлениях экономики. Эксперты КА Юнити прогнозируют, что с его реализацией кадровый дефицит на Дальнем Востоке ощутимо возрастёт.
Интересы китайских инвесторов распространяются и на остальную территорию России. «Судя по географии и стратегии поиска сотрудников, китайские компании вскоре могут полностью занять ту нишу, которая ранее принадлежала европейским производителям, – комментирует Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити. – Речь идёт о поставках автомобилей, строительной техники, различных приборов, охранных систем, решений для хранения данных, термопластавтоматов, промышленных роботов и многого другого». Импорт – только первый этап, за ним ожидается создание производственных предприятий, так как оно экономически оправдано в текущих условиях: средняя заработная плата в долларах в РФ почти на 200 $ ниже, чем в Китае.
Кроме крупных промышленных корпораций, по прогнозу бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в Россию в ближайшие годы придут 150 тысяч средних и малых китайских компаний. Эксперты Юнити уверены, что их потребности в персонале, как и заявки провайдерам, продолжат соответственно возрастать. Ввозить сотрудников из Поднебесной не дадут квоты на иностранную рабочую силу, к тому же будет более рентабельно нанимать на месте и топов, и линейный персонал.

При запуске проектов в России первыми к рекрутерам обращаются китайские собственники бизнеса или инвесторы (как правило, банкиры) с заявками на подбор управленцев. В дальнейшем сотрудничество ведётся с российскими представительствами компаний, провайдеры помогают руководителям укомплектовать коллектив инженерно-техническими, административными кадрами. Однако работа с партнёрами из Китая имеет ряд особенностей и требует учёта восточного менталитета. В первую очередь они ждут высокую скорость отклика от соискателя и со своей стороны не затягивают с утверждением кандидата в должности. Быстрое принятие решений по кадровым вопросам является конкурентным преимуществом предпринимателей из Китая.
После ухода европейских вендоров квалифицированные ИТР , менеджеры по продажам оказались на кадровом рынке, и китайские компании быстро сориентировались в ситуации. «В начале 2015 года из-за скакнувшего доллара крупнейшие дистрибьюторы в сфере ИТ, в продажах импортных товаров вынуждены были сократить более 20% персонала. В тот момент вендоры из Китая стали привлекательными работодателями и смогли сэкономить на зарплатах, – рассказывает Ольга Сапожникова, ведущий специалист по подбору персонала кадрового агентства Юнити. – Кандидаты были готовы переходить на худшие условия, например со 100 тыс. рублей фиксированного оклада без учёта процентов (до 200 тыс. рублей суммарно) на 80 тыс. рублей фиксированного оклада, что с процентом от объёма продаж составляло всего 120 тыс. рублей совокупного дохода».
Китайские компании сделали первый рывок во время кризиса, когда перекупили высвобождавшихся квалифицированных специалистов. Сложная ситуация в 2015 году у европейских производителей помогла побороть определённое недоверие российского персонала к бизнесменам из Китая. Сегодня производители из Поднебесной приходят с настроем изменить репутацию, сложившуюся в России. В частности, они трепетно относятся к вопросам качества своей продукции. «Например, если кандидат на собеседовании упоминает, что в продвижении продукта ставку будет делать на низкую цену, то получает немедленный отказ. Такой подход также повышает престиж китайских компаний как работодателей, так как и для ИТР, и для производственников, и для продавцов крайне важно представлять, разрабатывать и продвигать качественный товар», – добавляет Ольга Сапожникова.
Эксперты Юнити выделяют ещё одну общую особенность китайских бизнесменов, приходящих на российский рынок, – проактивность. Собственники ищут её в кандидатах на позиции как руководителей, так и специалистов. Однако умение максимально эффективно использовать время и способность показывать быстрый результат сейчас востребованы не только в китайских, но и в успешных российских компаниях. А значит, конкуренция за достойных соискателей, отвечающих этим критериям, будет только возрастать.