Дети должны чувствовать эстетику с рождения



Об облике Москвы в ближайшие десятилетия. Сейчас мы участвуем в конкурсе «Облик реновации» и нашей задача заложить идеи, которые будут «стрессоустойчивы». Нашему бюро интересен вызов, мы понимаем, что это глобальная работа, затрагивающая жизнь многих жителей Москвы. Часто архитекторы смотрят с позиции искусства, когда же сами становятся потребителями, у них возникает разрыв шаблонов, так как в своих работах они забывают совмещать красоту и комфорт. Представим, что у вас есть достаточное количество средств на приобретение квартиры, что вы предпочтете - красивый дом с архитектурными излишествами или квартиру с дополнительной комнатой, за счет которой вы сможете обеспечить жизнь в комфорте еще одному члену семьи? Или вы выберете дом комфорт-класса, но с очень красивым благоустройством? Этот выбор всегда очень сложный, и здесь нет однозначного решения, необходимо найти баланс, но не компромисс, так как компромисс — это всегда плохо!

Про архитектуру районов Москвы. Необходимо найти гармоничное устройство архитектуры. Конкурс именно про это – дать людям возможность получить комфортное и рациональное жилье. Важно, чтобы люди могли ответить на вопрос: «Где я живу?». Это важно даже больше для подрастающего поколения, а не для взрослых людей. Для ребенка дом — это некая отправная точка, и она должна быть персонифицирована. Дети с рождения должны чувствовать эстетику, и, таким образом, мы через десятки лет сможем получить счастливое, гармоничное население. Моя цель – найти такие архитектурные приемы, чтобы люди могли гордиться местом, в котором живут.

Мы должны создавать те места, где хорошо жить. Люди, проживающие на Крайнем Севере, относятся к своему месту жительства как к временному, как к вахте. Да, их работа высоко оплачивается, они проводят там всю жизнь, но при этом у них нет ощущения, что это их место, где они хотят жить, работать и даже умереть. Это очень негативная позиция. Потому что временный человек безответственен к себе и к тому месту, где живет. Я не хотел бы, чтобы у нас была страна, где все места для жизни временные.

Что первично, город или архитектура. Архитектор - своего рода визионер, который занимается созданием нового, а не репродуцирует то, что было ранее. Да, мы вкладываем что-то от себя, и город для нас является инструментом, но мы знаем, что необходимо сделать для его гармонизации. Для меня, однозначно, ни авторская позиция, ни красота не являются приоритетом. Приоритетом для меня являются люди, которые будут жить в этом пространстве и городе.

Тест на идентичность. Идентичность - очень понятное целеполагание и, соответственно, мы регулярно проводим тест, задаем себе вопрос: «Как бы мы объяснили 70-летней бабушке или ребенку, как дойти до того места или дома»? Если есть внятное объяснение: «Увидишь красный дом с колоннами и т.д.» — значит, все получилось. Второй тест - мы изучаем отзывы местных жителей: когда новое здание воспринимается как то, которое стоит там уже долгое время и жители не замечают, что оно только-только появилось. Или они замечают его, но при этом говорят, что оно и должно было здесь стоять. Это самая большая похвала, значит здание поставлено правильно.

Что такое удобство? Это когда ты чувствуешь, что всю жизнь здесь живешь, не бьешься о косяк двери, об угол. В городе все то же самое, это и есть главный критерий успеха. Профессиональные премии для меня важны, т.к. тешат самолюбие, но это вещь временная. Архитектура же живет длительное время и, если здание удачно стоит, удачно спроектировано, значит, прослужит долго, его не будут сносить. Неудачный проект морально устареет и его достаточно быстро, лет через 30, снесут или кардинально переделают. Критерий – насколько людям будет хорошо рядом с моим зданием, районом или внутри него.

Я горжусь большинством проектов, которые мы сделали вместе с коллегами в бюро. У меня нет любимого и нелюбимого, я живу тем проектом, который проектирую в моменте - это особенность архитектурного подхода. Мы одержимы каждым проектом, для нас это не просто работа, для нас это - жизнь. И пока проект на стадии архитектурного проектирования, он интересен, когда на стадии строительства – он уже как ребенок, который рожден, воспитан и отпущен во взрослую жизнь. Мы влияем на него опосредованно.

У меня есть мечта: реализовать проект высотных зданий в Москве – сверхвысоких. Это профессиональная амбиция. Сейчас мы реализовываем проект Национального космического центра, и это уже близко к мечте.

Перспективы российских архитекторов. Я считаю, что наше бюро, да и в целом российские архитекторы, обладают хорошими компетенциями, поэтому мы должны работать не только на российском, но и на глобальном рынке, и должны иметь возможность реализовывать свои навыки и знания на международной арене. Это пойдет на пользу российской архитектуре и архитекторам, а значит, и России. Мы конкурентоспособны, когда участвуем в национальных конкурсах с международным участием, при этом выигрываем у известнейших иностранных коллег.
Но самый главный тест на зрелость будет пройден тогда, когда российские архитекторы будут побеждать на международной арене!

Руководитель группы компаний UNK Юлий Борисов