Диалог с Владимиром Трофименко, генеральным директором представительства компании Mankiewicz Россия


Владимир Анатольевич Трофименко, генеральный директор представительства компании Mankiewicz Gebr. & Co. в России и странах СНГ.

— Владимир Анатольевич, как руководитель представительства крупной зарубежной компании в РФ, вы являетесь своеобразным медиумом, посредником между двумя, на мой взгляд, совершенно разными мирами — европейским бизнесом и российским предпринимательством. Действительно ли они настолько несхожи, как мне кажется (что захотелось даже использовать в их отношении разные термины)?

Есть очень хороший пример по данному вопросу. – Вы знали, как писал свои хиты Майкл Джексон? Я думаю, что большинство людей думают, что он сидел в студии, писал строчки текста, мелодию. На самом деле для написания 2-3 хитов было привлечено порядка 60 композиторов и использовано порядка 900 песен. Так делаются бестселлеры. В Европе предприниматели ведут бизнес, привлекая помощь профессиональных партнеров и поставщиков, специалистов и инвестиций. В этом основное отличие от российских бизнесменов. В России предприниматели привыкли полагаться только на свой субъективный опыт, не привлекая помощи от сторонних экспертов. В Европе же предприниматели готовы платить за консультации, информацию и эффективные решения. В Европе предприниматели ведут бизнес, привлекая помощь профессиональных партнеров и поставщиков, специалистов и инвестиций. В этом основное отличие от российских бизнесменов. В России предприниматели привыкли полагаться только на свой субъективный опыт, не привлекая помощи от сторонних экспертов. В Европе же предприниматели готовы платить за консультации, информацию и эффективные решения.

— В чем заключаются, на ваш взгляд, особенности менталитета, стиля работы наших людей (специалистов, наемных рабочих) и зарубежных? За что ценят наших работников иностранные инвесторы и за что критикуют? Чем отличаются европейские руководители от отечественных (плюсы и минусы)?

У наших людей, не важно наемных, собственников или чиновников, нет уверенности в долгосрочной перспективе. Отсюда, нет планов развития, долгосрочных требований к продукции, ее разработке и так далее. Но в нашей стране есть уникальное преимущество, помимо сырьевых запасов, это люди. Благодаря многочисленным факторам: историческим, социальным, получилось так, что у нас сохранилось значительное процентное соотношение людей, которые еще открыты к пространственному мышлению, творческому созиданию. Такие люди продолжают рождаться, которые могут создавать то, чего ранее не было – гениев, если хотите. Это наше настоящее золото – наши люди, их особенности строения мозга и психики. Мы в компании активно занимаемся поддержкой таких людей, будучи менторами в общественной организации «Люди Будущего» («Санкт-Петербургская общественная организация содействия развитию профессионально-личностных качеств граждан «Люди будущего»). Мы видим какой интерес наши люди вызывают у крупных игроков, корпораций и компаний из различных секторов бизнеса.

— Каковы основные международные принципы ведения бизнеса, проектного управления? И насколько они согласуются с некоторыми негативными, но, увы, весьма характерными чертами предпринимательской деятельности в России (коррупция, не всегда приемлемые методы борьбы с конкурентами, запутанное и часто не работающее законодательство, слабая цифровизация экономики и госуправления, разветвленная и всесильная бюрократия…)?

Я не думаю, что есть какие-то «основные» международные принципы ведения бизнеса. Получение прибыли для инвестиций в дальнейшее развитие – вот основа. Вопрос – за счет чего и как, каковы личностные установки и цели лидеров компаний – пришли ли они к уровню, когда чувствуют свою ответственность и способность менять мир, хочется ли им создавать что-то новое и так далее. А коррупция есть везде, в большей или меньшей мере. У нас, кстати, далеко не самая большая коррупция. Налоги по сравнению с многими странами небольшие. Биологические основы говорят о том, что подавляющее большинство людей живут в собственных иллюзорных мирах и используют слова, данные, факты для подтверждения ранее сформированной картины мира. Мы в компании Mankiewicz, например, не сталкиваемся с коррупцией. Безусловно, всегда хочется, чтобы было лучше, но зачастую за ширмой недовольства мы не замечаем хорошего и не видим перспектив. Одно из направлений, по которым я периодически, по просьбе коллег и друзей, даю консультации – принятие реальности. Мы считаем, что это одно из самых эффективных методов не терять время на обсуждение как все плохо, а избавляться от иллюзий, познавать и признавать максимально доступную реальность. Только так возможно построить реальные и адекватные цели и идти к ним. У нас практически экспоненциальный рост и экспансия компании была произведена в значительной части благодаря применению этой методики. В ближайшем будущем мы надеемся начать совместную образовательно-консультационную деятельность с Андреем Курпатовым и его «Академией смысла». Г-н Курпатов много сил вкладывает в методики избавления от иллюзий, развития мышления, это очень близко к нашим методикам, надеемся совместить его Soft Skills и наши Hard Skills. Также мы сотрудничаем со специалистами по ТРИЗ и другими.

— Чем можно заинтересовать потенциальных инвесторов? Поделитесь секретами их грамотного привлечения.

Россия – кладезь для развития. Немалый собственный не заполненный рынок, низкая конкуренция, потребитель готов обучаться и принимать настоящее качество, локальные производители не всегда стабильны, огромный процент импорта, можно локализоваться, дешевая энергия, но гениальные люди.

— Каковы перспективы инвестирования в Россию на ближайшие годы? Будет ли оно расширяться? Или наоборот?

Если вы о глобальных вопросах, то это большая экономика, инструментом которой является политика. Я не буду давать комментарии, уже достаточно много экспертов в этой области. Самое удивительное, что в России слушают «экспертов» в кавычках, даже не проверяя их реальный опыт и регалии. Не буду приводить имена, но это действительно удивительно, насколько люди не проверяя информацию потребляют ее, платят немыслимые суммы за семинары и так далее. Это касается и молодежи, и образованных опытных людей. Самое опасное как на простейшей мотивации люди берут кредиты, вкладываются в «бизнес», а потом рушатся семьи. Лично знаю примеры. Понятно, что иллюзия быстрого заработка привлекательна, но надо все-таки разрушать иллюзии прислушиваться к разуму.

— Компания Mankiewicz открыла в РФ и странах СНГ свое официальное представительство в 2013 году — не просто кризисном, но самом сложном в новейшей истории России. Как вам удалось здесь закрепиться, удержаться и даже расшириться?

У нас уникальные продукты, которые решают проблемы наших партнеров, значительно повышают эффективность инвестиций, например, при вложении в окрасочные линии. Но самое главное, мы стали понимать, что наша основная компетенция – это уникальный межконтинентальный опыт оптимизации производства и внедрения современных технологий (и не только окрашивания). Во-первых, при любой проблеме с поверхностью объекта обвиняют защитно-декоративные покрытия. Мы были вынуждены начать разбираться во всех этапах производства, чтобы находить истинную причину (по нашей статистике, проблема в материале лишь в 0,2% случаев). Это привело к тому, что мы стали обладать экспертизой в эффективном производстве. А что касается именно России, здесь появились технологии, которые уже не продать по миру, в России есть нехватка информации, и люди, не понимая, покупают устаревшую технологию и оборудование. Купив современные материалы и, получив консультацию, в Mankiewicz, предприниматели могут значительно оптимизировать бюджет. Умным предпринимателям всегда хочется равняться на великих, а Mankiewicz – технологический партнер ведущих мировых производителей в Авиации, Автомобилестроении, Общем Машиностроении.

— В 2014 году, после введения Россией и странами Запада взаимных санкций, в РФ был провозглашен курс на импортозамещение. Как это отражается (ли) на деятельности вашей компании? И что вы думаете о целесообразности и эффективности политики импортозамещения вообще?

Да, импортозамещение – очень важный путь для России. Мы активно помогаем производителям выстраивать производства, перенимать самые современные технологии и локализовать их. Самое главное, чтобы импортозамещение было реальным, а не просто перепечаткой наклейки на продукте.

— Что, на ваш взгляд, необходимо российским предприятиям, чтобы сделать свою продукцию более конкурентоспособной и расширить ее присутствие на мировых рынках?

Я вижу огромное количество производств, которые могли бы выходить на экспорт. Но это стресс, нужна серьезная мотивация. Некоторым мы уже помогаем, другие, наверное, еще думают или их все и так устраивает.

— Одна из тем, в которой вы являетесь признанным экспертом, — это развитие и внедрение улучшений через признание реальности. Насколько это актуально для России?

В России люди только начинают отходить от иллюзий плана и госзаказа, закрытости рынков. Нужно максимально быстро открывать глаза. Крупные международные компании приходят в Россию и на общих основаниях занимают лидирующие позиции. Есть достаточно примеров. Я желаю нашим производителям это осознать и не упустить момент, пока на рынках не так трудно занять лидирующие позиции. Жаль, что многие владельцы бизнеса, трудившиеся с 90-х, устав, продают компании, так как сами уже не хотят продолжать, а передавать компанию зачастую некому. Искренне им желаю не сдаваться, находить адекватных управляющих и не сдавать позиции. Бой только начинается и все лучшее впереди!