Многие руководители интересуются, как превратить «обычных» сотрудников в инициативных. Хочу поделиться несколькими наработками в этой области, а также рассказать о том, почему решение данной задачи требует скорее смелости топ-менеджеров, нежели хороших знаний психологии.
Приведу довольно распространенный пример. Когда руководство решает превратить вялых и пассивных подчиненных в образцовых сотрудников, которые вовлечены в корпоративную культуру и буквально фонтанируют идеями, в ход обычно идут душещипательные презентации. Собственники и топ-менеджеры собирают коллектив и долго рассказывают о том, что сотрудники — самый ценный актив компании, и поэтому их мнение очень важно. Однако, чтобы мотивировать команду на проявление инициативы, этого мало. Нужно еще и создать соответствующую инфраструктуру.
Увы, формирование условий для выращивания инициативных сотрудников — это сложная работа, требующая политической воли со стороны собственников и руководства. Придется сделать многое:
1. Изменить формат взаимоотношений между руководителями и подчиненными
Само понятие «подчиненный» должно быть заменено другим: «коллега». Не только формально, но и на деле. Если в компании много управленцев, привыкших к авторитарному стилю руководства, то будет тяжело…
2. Сформировать культуру открытого обсуждения идей и предложений
Чтобы вдохновлять сотрудников на проявление инициативы, нужно включать их в процесс принятия решений. Для этого руководитель может использовать любые доступные инструменты, в том числе опросы и обсуждения стратегических планов компании.
3. Сделать сбор идей системным
Сотрудник должен понимать, к кому обращаться со своими идеями, как лучше оформлять их, когда ждать обратной связи. Если же первые шаги делает руководство, то опросы следует проводить регулярно — чтобы работники могли озвучивать мысли по решению актуальных, а не гипотетических проблем. Можно устраивать и индивидуальные встречи.
Главное — не превращать хорошую задумку в бизнес-план и не ставить KPI на инициацию идей. Такие нововведения негативно воспринимаются командой и проводят к снижению качества поступающих предложений.
4. Наладить обратную связь
Для инициативного работника нет лучшей мотивации, чем видеть, что его идеи не уходят «в стол», а действительно рассматриваются руководством. Отсюда следует простое правило: ознакомились с предложением — дайте на него оперативный, обстоятельный и максимально тактичный ответ. Даже если озвученная идея не планируется к реализации, руководителю следует поблагодарить сотрудника и дать понять, что компания открыта к новым предложениям.
5. Начать бороться с бюрократией
Даже самый увлеченный сотрудник не захочет проходить десяток согласований только для того, чтобы просто высказать свое мнение.
6. Запастись терпением
Приготовьтесь к тому, что первое время около 80% идей, озвученных сотрудниками, будет «мимо кассы». В этот период важно набраться терпения и воздержаться от резкой критики. Мягко и аргументировано указав сотруднику на то, что в его предложении стоит попробовать доработать, вы мотивируете человека на более активное участие в деятельности организации. В результате можно не только увеличить вовлеченность и производительность работника на 30-40%, но и услышать предложения, которые окажутся по-настоящему релевантными для вашего бизнеса.
В завершение мне хотелось бы отметить еще один важный, но не всегда и не всем очевидный момент: штат компании не может состоять только из активных и увлеченных новаторов. На каждого человека, готового предлагать свои идеи руководству, всегда найдется другой — тот, кто просто хорошо работает.
В нашей компании, например, есть специалист, который почти 15 лет анализирует информационное поле. Он просто читает газеты. Сотрудник выполняет эту работу на максимально высоком профессиональном уровне, а главное — находит в ней удовлетворение. Требуя от него новых идей, компания рискует потерять ценного работника.
Вы же не делаете так, правда?
Есть идея! Как выращивать инициативных сотрудников
04.09.2024
Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision