Федеральный регистр инвалидов станет государственной информационной системой


Федеральный регистр инвалидов станет государственной информационной системой, в которой будет собрана вся актуальная информация по каждому инвалиду – о соцвыплатах, пенсии, степени утраты трудоспособности гражданина, реализации плана реабилитации, получении медицинских, образовательных услуг, региональных мерах соцподдержки и так далее.

Федеральный регистр инвалидов станет государственной информационной системой
Из интервью Председателя Правления ПФР газете «КоммерсантЪ»

- Для ПФР предусматриваются какие-то новые функции, чем будет заниматься ваше ведомство, кроме пенсий?
- Мы вошли в два масштабных проекта по созданию и ведению федерального регистра инвалидов и единой государственной информационной системы социального обеспечения - ЕГИССО. Задачи у них похожие: интеграция информации от всех участников, оказывающих госуслуги инвалидам, в первом случае до учета всех видов мер социального обеспечения граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Такая интеграция становится возможной благодаря развитию собственных информационных систем различных ведомств, системы межведомственного электронного взаимодействия. Сегодня необходимо особенно тщательно вести учет расходов, иметь базу для комплексного анализа. Вторая задача реестра инвалидов и ЕГИССО - это создать модель «одного окна» для информирования гражданина о всех его льготах и возможностях по получению мер социальной поддержки со стороны государства. У каждого гражданина будет свой виртуальный личный кабинет, через который он сможет обращаться за той или иной федеральной или региональной услугой. В свою очередь все ведомства будут поставщиками информации в системы и одновременно ее потребителями.

- Когда будет запущен регистр инвалидов и почему Пенсионному фонду его поручили делать?
- В 2017 году регистр заработает и будет как минимум обладать информацией федеральных ведомств, а сейчас идет работа по выстраиванию его архитектуры и разработке форматов наполнения си¬стемы информацией. Когда готовилось решение об операторе системы, было принято, что Минтруд осуществляет координацию работ по ее созданию, ведению и использованию, Минкомсвязь обеспечивает инфраструктурой и помогает строить межведомственное электронное взаимодействие, а мы являемся оператором регистра инвалидов. ПФР платит большинству инвалидов пенсии (за исключением «военных» пенсионеров) и всем - ежемесячную денежную выплату, соцдоплаты к пенсиям. В итоге у нас в той или иной степени есть информация по более чем 11,5 млн инвалидов по 14 из 18 основных показателей реестра, то есть у нас уже есть база, а значит мы являемся менее затратным ведомством для создания регистра и сделаем его без привлечения дополнительных средств. Но список показателей реестра не закрыт, будет расширяться. Федеральный реестр станет государственной информационной системой, в которой будет вся актуальная информация по каждому инвалиду - о соцвыплатах, пенсии, степени утраты трудоспособности гражданина, реализации плана реабилитации, получении медицинских, образовательных услуг, региональных мер соцподдержки и так далее. То есть станет возможным видеть жизненный путь каждого инвалида, степень его социальной адаптации и интеграции через полученное им сначала общее образование, потом специальное и трудоустройство, если таковое будет. Потребность государства в такой интегрированной информации по инвалиду еще и лежит в плоскости требований ратифицированной Россией Конвенции о правах инвалидов.
Вся информация в реестре юридически значимая, то есть она будет учитываться другими ведомствами, и инвалиду не надо будет представлять одни и те же документы во все инстанции – в органы соцзащиты, Пенсионный фонд, ФСС... У инвалида будет личный кабинет в интернете, через который он будет видеть, на какие виды услуг у него есть право, и будет дистанционно в различные ведомства подавать заявления на получение мер соцподдержки. Все это даст экономию времени и средств и самого гражданина, и организаций, оказывающих услуги инвалидам.
Кроме того, сам реестр нам интересен и потому, что он станет важной часть другого еще более крупного нашего проекта - ЕГИССО.

- Какие функции будут у ЕГИССО?
- Она позволит иметь информацию обо всех видах государственной поддержки всего населения РФ в одном месте и в разрезе каждого гражданина, на ее основе можно будет более качественно анализировать, планировать расходы. В целом эффект от внедрения ЕГИССО сложится из четырех факторов: повысится качество планирования затрат за счет исключения дублирующих мер соцзащиты, снизятся затраты на СМЭВ, органы власти снизят затраты на свою деятельность и избавятся от избыточных функций и система станет прозрачной для людей и госорганов, но главное - это будет инструмент для перехода на адресное оказание мер соцподдержки по принципу нуждаемости.
В рамках этой системы будет впервые создан единый классификатор видов социальной поддержки и категорий лиц, которым она оказывается.

- А если, например, у вас есть уникальный регион, который дает какие-то специфические льготы своим жителям, и больше нигде они в стране не существуют, что будет происходить с этими льготами при проведении классификации? Их просто внесут в общий большой список или их могут как-то пытаться переформировать, чтобы они соответствовали уже существующим типам льгот?
- Безусловно, есть компетенции субъектов и муниципалитетов вводить те или иные льготы и их финансировать. ЕГИССО - информационная система для граждан и всех ветвей власти. На ее основе можно будет принимать управленческие решения. Как вы говорите, уникальная льгота, расходы по ней и круг получателей просто будут внесены в базу данных в нужный раздел классификатора.

- Когда вы планируете запустить систему и что будет сделано уже в этом году?
- Проект большой, с огромным количеством участников - от ФОИВов до муниципалитетов. Поэтому работа разбита на этапы. Система должна будет заработать в полном объеме в 2019 году. В этом году делается единый классификатор мер социальной защиты и техническое проектирование, плюс запускаем три пилотных региона для тестирования прототипа системы - Калугу, Башкирию и Алтайский край. В 2017 году подключим все внебюджетные фонды и часть федеральных органов власти - ФСС, ФОМС и нас, в 2018 году - все федеральные органы власти и субъекты России.

- Сколько будет стоить этот проект и ожидаете ли вы от него в итоге какой- то экономии бюджетных средств, может быть, предотвращения случаев мошенничества?
- Для проектирования системы мы используем технологическую базу Минсвязи. Кроме того, мы не будем строить каких-то новых центров обработки данных, поэтому стоимость всего проекта с учетом его масштаба будет небольшой, но это не допрасходы, а средства из нашей статьи на информатизацию. При этом эффект от ее внедрения должен составить около 300 млрд руб. в год, а это примерно 7-8% расходов на соцподдержку бюджетов всех уровней.

- За счет чего это произойдет?
- Когда будет запущена система, все субъекты власти, региональные и федеральные, смогут видеть реальную комплексную картину предоставления соцуслуг. Кто что оказывает, каким категориям, где происходит дублирование мер поддержки между федеральным и региональным уровнями, например. А кому, наоборот, уже не нужна поддержка, а она все еще оказывается. Ну, например, гражданин, имеющий льготный статус, может получать определенные виды соцподдержки одновременно в двух регионах - по прописке и по месту пребывания, или гражданин не живет в регионе, а бюджетом льгота оплачивается. Пока же обмен такой информацией довольно сложен, затратен и не всегда быстр. Сегодня идут двухсторонние миллионные трансакции между ведомствами, а из системы смогут информацию брать все, не тревожа соседнее ведомство.

- Что ЕГИССО даст россиянам?
- Возможность открыть личный кабинет в интернете и получить всю информацию из одного ресурса обо всех полагающихся мерах соцподдержки со всех уровней бюджета. Ведь у нас сейчас в отношении соцуслуг действует заявительный принцип, и поэтому, если человек не знает о том, что ему полагается, он не подает об этом заявление. С другой стороны, человек меняет место жительства, меняет работу, у него изменяются обстоятельства, статус, категория, и необходимо сделать так, чтобы при изменениях не надо было бы заново «бегать» по всем инстанциям.

Анастасия МАНУЙЛОВА,
газета «КоммерсантЪ»


Группа по взаимодействию со СМИ
Отделения ПФР по Тамбовской области
http://www.pfrf.ru


ppvtmb
+0.5