Доля стального строительства в России остается низкой – порядка 15%. Долгие годы власти СССР экономили металл для массового возведения зданий, но тем не менее полностью традиция строительства из металлокаркаса не была утеряна, а самые яркие здания и проекты построек в Москве создавались на основе этой технологии. О них рассказывают эксперты компании «Ферро-Строй».
Сталинские высотки (1948-1953)
Самые известные и масштабные из существующих стальных зданий в Москве – знаменитые «сталинские» высотки, строительство которых началось в 1947 году к 800-летию Москвы. Хотя опыт возведения стальных зданий в СССР к тому моменту уже был, в 1948 году ЦНИПС и Проектстальконструкцией впервые были разработаны технические условия проектирования стальных каркасов для высоток.
Технология стального каркасного строительства лишь отчасти была заимствована в США, где уже с 1880-х гг. возводились такие здания. Так, если в США конструкции скреплялись клепками, элементы металлоконструкций в Москве скреплялись сваркой. Это уменьшило трудозатраты, так как внедрение каждой клепки требовало усилий четырех рабочих, а сварка элементов – одного.
Вместе с тем сталинские высотки оказались весьма материалоемкими. В частности, конструкция высотки МГУ состоит из крестовых и рамных элементов, сочетание которых дает зданию дополнительную устойчивость благодаря простоте устройства узлов примыкания балок, но на такую конструкцию ушло много металла – в среднем 29,5 кг на 1 кубометр. Всего для возведения самого большого сталинского небоскреба было потрачено более 40 тыс. тонн стали.
В высотке на Котельнической набережной применялась уже другая технология – вместо рамных узлов использовали вертикальные стенки жёсткости, что облегчило каркас здания. В среднем на 1 кубометр пришлось 15,9 кг металла.
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе (1930-е гг.)
Металлоконструкции использовались не только при строительстве монументальных зданий. В советские годы в Москве пытались возводить из стали и жилые комплексы, причем нестандартные даже по тем временам.
Так, в 1929 году по заказу Московского бюро пролетарского студенчества было разработано техзадание на строительство дома-коммуны. Экспериментальное студенческое общежитие было спроектировано архитектором Иваном Николаевым в 1930 году. «Дом – машина для жилья» был похож на конвейер, в котором житель двигался от этапа к этапу повседневного быта. День начинался в двухместной спальной кабине, затем обитатель направлялся в санитарный корпус к душевым, оттуда – в помещения для зарядки и раздевали, затем в столовую, а следом – в институт или другие образовательные помещения. Идея была в том, чтобы максимально механизировать бытовую часть жизни, освобождая больше времени для учебы и идейно-нравственного воспитания.
В связи со своим специфическим функционалом дом-коммуна напоминал административный или производственный корпус завода. Чтобы реализовать идею, архитектору пришлось спроектировать очень протяженные корпуса. Для этого в основу здания был положен металлический каркас, который к тому же позволил реализовать типичные для того времени конструктивистские архитектурные элементы – горизонтальные «ленточные» окна, козырьки, плоскую кровлю.
Примечательно, что в тот период расход металла был крайне ограниченным – только ключевые стройки СССР получали стальные конструкции, в основном новые фабрики, заводы, мосты. Однако в силу значимости социального эксперимента для Дома-коммуны Николаева было сделано исключение. В силу неопытности молодого архитектора (Николаеву было всего 27 лет), было запроектировано так много металла, что здание в итоге получило двойной запас прочности.
В 2016 году Дом-коммуна на Орджоникидзе был реконструирован с сохранением исторического облика и функционала. По-прежнему здесь находится общежитие и общественные пространства.
Дом Музыки (2000-е гг.)
В новой истории зданий из металлоконструкций в Москве стало больше, но по-прежнему из стали предпочитают строить нежилые здания. Одним из самых ярких проектов начала 2000-х стал Московский Дом музыки. Строительство театрального комплекса площадью 42 тыс. кв.м. и высотой 46 метров началось в сентябре 2000 года. Всего в здании 10 этажей и два подземных уровня.
Примечателен экстерьер Дома музыки: стеклянную оболочку здания опутывают металлические конструкции и панели. Козырек купола опирается на колонны с листообразными капителями, выполненными из стали и меди. Дом Музыки – одно из первых зданий в Москве в стиле хайтек, причем для достижения характерного эффекта были использованы декоративные металлоконструкции. Сочетание стекла и «нержавейки» делает облик здания легким, напоминающим космический корабль. Для нейтрализации вибрационного шума от автотранспорта концертные залы отделены от подземной части комплекса специальными резинометаллическими виброизоляторами.
Венчает здание эмблема-флюгер – скрипичный ключ, который также выполнен из металла и облицован сусальным золотом.
Башня «Евразия» (2000-2010-е гг.)
Всем известно, что башни «Москва-Сити» – самые высокие в Европе. Примечательно, что в этом же комплексе находится самое высокое в Европе здание на металлическом каркасе. Речь идет о 75-этажной башне «Евразия», достигающей в высоту 309 м.
Ядро башни из металлокаркаса возводилось без использования крана опережением планового строительства перекрытий на три этажа. Ядро небоскреба опоясывают металлоконструкции, образующие основное пространство этажей и фасад. Всего для возведения небоскреба понадобились 2,3 тыс. колонн и 9 тыс. балок.
Здание опирается на фундамент толщиной 3 м, сваи диаметром до 1,2 м и длиной 18 метров, причем самая толстая листовая сталь для основания колонны достигала в ширину 40 см. Профили и пластины для «подушки» здания доставлялись к месту строительства по реке. Всего для строительства «Евразии» было использовано 29 тыс. тонн металлоконструкций, а общая площадь металлического настила составила 170 тыс. кв.м
Дворец Советов (1930-1940-е гг.)
Предтечей проектов сталинских высоток был Дворец съездов советов, который советское руководство задумало еще до Великой Отечественной войны. Это крупнейший проект металлического здания за всю историю Москвы. Однако в 1922 году на I Съезде советов от него отказались – был экономически тяжелый период, и вернулись к идее только в начале 1930-х. На объявленный конкурс архитекторы со всего мира прислали 160 эскизных работ, однако в конечном итоге был выбран проект архитектора Бориса Иофана. В центре Москвы было решено построить высотное здание, по форме напоминающее древневавилонский зиккурат, а на вершине водрузить статую Владимира Ленина высотой 50-75 метров. Дворец Советов должен был достичь 409 м и превзойти по высоте Эйфелеву башню в Париже и Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке.
Масштабы здания – площадь застройки 110 тыс. кв.м. и масса конструкции в 500 тыс. тонн – с самого начала предопределили выбор металлоконструкций для строительства надземной части. Сложность была в том, что в центре здания предусматривался огромный зал съездов диаметром 130 м и высотой 101 м. Соответственно нависавшая над ним конструкция должна была быть максимально легкой и прочной.
Всего на строительство дворца собирались потратить 228 тыс. тонн стали, причем 100 тыс. тонн из них – специальная марка стали, разработанная Институтом металлов в Ленинграде, которая получила название «СДС» («Сталь Дворца Советов»). Она была прочнее, но дороже обычной строительной стали.
Начавшаяся Великая отечественная война похоронила план строительства Дворца Советов. Привезенная на стройплощадку сталь была впоследствии переплавлена для восстановления мостов и других инженерных объектов в СССР, а огромный котлован переоборудован в бассейн.
«Металлическое строительство будет активнее внедряться в практику российского девелопмента, – считает Григорий Ваулин, генеральный директор ГК «Ферро-Строй». – В условиях мировой рецессии намечается перепроизводство стали, которое даст толчок для развития внутреннего российского рынка строительства из металла. Высокая скорость строительства и гибкость архитектурных и инженерных решений позволяет снизить себестоимость возведения здания практически любого типа по сравнению с монолитными и кирпичными домами. Опыт строительства грандиозных и сложных объектов из металла в этом поможет».
«Ферро-Строй»: 5 самых известных стальных зданий Москвы
16.02.2021
Долгие годы власти СССР экономили металл для массового возведения зданий, но тем не менее полностью традиция строительства из металлокаркаса не была утеряна, а самые яркие здания и проекты построек в Москве создавались на основе этой технологии