Фламандский Рафаэль


Франс Флорис (Франс Флорис де Вриендт/ де Фриндт) был фламандским художником и графиком, сыгравшим важную роль в живописи Северного Возрождения так называемого италиянизирующего направления. Его приверженцы обычно ездили в Италию, чтобы изучить работы ведущих итальянских художников Высокого Возрождения, таких, как Микеланджело, Рафаэль и их последователи.

Фламандский Рафаэль
Франс Флорис (Франс Флорис де Вриендт/ де Фриндт) был фламандским художником и графиком, сыгравшим важную роль в живописи Северного Возрождения так называемого италиянизирующего направления. Его приверженцы обычно ездили в Италию, чтобы изучить работы ведущих итальянских художников Высокого Возрождения, таких, как Микеланджело, Рафаэль и их последователи. В своем искусстве они объединяли итальянскую манеру с северной живописной традицией. Эту традицию продолжал и самый известный ученик Флориса Мартин де Вос, работой круга художника располагает Большое собрание изящных искусств ASG.

Родился Франс Флорис (1519-1570) в Антверпене в семье известных художников, которая изначально носила имя де Вриендт. Самые ранние известные предки Франса Флориса были жителями Брюсселя, занимавшимися там ремеслом каменщика и с 1406 года входившими в городскую гильдию каменщиков. Один из предков художника Ян де Вриендт покинул свой родной Брюссель и поселился в Антверпене еще в середине XV века. Его второе имя Флорис в последующих поколениях стало фамилией, однако первоначальную версию де Вриендт (де Фриндт) можно встретить в официальных документах вплоть до конца XVI века.

Все братья Франса были художественно одаренными личностями. Самым известным из них является Корнелис (1513/14-1575), архитектор и скульптор, по его проекту была построена городская ратуша Антверпена. Якоб Флорис (1524-1581) был мастером витражей, а Ян Флорис стал скульптором, он отправился в Испанию, где умер совсем молодым.

Документальных свидетельств о жизни Франса Флориса мало, большую часть сведений о становлении его как художника мы черпаем из биографии, написанной Карелом ван Мандером. По его словам, Франс Флорис был сыном Корнелиса де Вриендта Старшего, умершего в 1538 году. Как и его братья, Франс начал изучать скульптуру, но позже предпочел ей рисование. Флорис отправился в Льеж, где учился у известного южно-голландского художника Ламберта Ломбарда (1505/6-1566). Выбор Ломбарда в качестве учителя был странен, так как Антверпен в то время был крупным художественным центром, где проживали выдающиеся художники. Возможно, это объясняется тем, что Ломбард был близким другом Корнелиса Флориса, они познакомились в Риме около 1538 года. При этом Франс Флорис стал мастером в антверпенской гильдии Святого Луки уже в 1539-40 годах.

Ломбард убедил Франса Флориса продолжить обучение в Италии, куда они отправились в 1541 или 1542 году, Франс увлекся современной на тот момент итальянской живописью (в частности, Микеланджело и Рафаэлем) и классическими скульптурой и искусством Рима. У Микеланджело он позаимствовал пристрастие к обнаженной натуре, а у Рафаэля «заразился» «рельефной» манерой письма. Флорис, однако, не отказался и от традиционной нидерландской манеры масляной живописи, которая позволила ему соединить подробные, описательные свойства его техники с радикально новым живописным языком.

Кроме Рима Флорис посетил другие города Италии, включая Мантую и Геную. Всю жизнь он хранил тетрадь с набросками, которые сделал в Италии, их позже выгравировали его ученики.

По возвращении в Антверпен около 1545 года Франс Флорис открыл мастерскую по итальянскому образцу с большим числом учеников. Он быстро стал ведущим историческим художником и даже был назван «Фламандским Рафаэлем».

Среди его заказчиков-покровителей были выдающиеся личности, такие как богатый антверпенский банкир Никлас Йонгхелинк, для которого он написал серию из десяти картин, рассказывающих о подвигах Геракла. Городская знать, в том числе кавалеры ордена Золотого руна, принц Оранский и графы Эгмонт и Рог (позднее лидеры голландского восстания) посетили Флориса у него дома, привлеченные его творческой репутацией, а также способностью судить с «большим пониманием о любой теме».

Франс Флорис также вошел в круг ведущих теоретиков искусства, таких как автор первого географического атласа мира Авраам Ортелиус, издатель Кристоф Плантен, художники Лукас де Хир и Ламберт Ломбард, поэт и художник Доминик Лампсониус, гравер и издатель Иероним Кок. Эта группа интеллектуалов была первой, кто разработал теорию об искусстве и роли художников в Нидерландах. В 1549 году городские власти Антверпена поручили Флорису декорировать объекты для торжественного въезда в Антверпен испанского короля Карла V и его наследника Филиппа.

Брат Франса Корнелис спроектировал для высоких гостей дворец в Антверпене с фасадом из голубого известняка и роскошными интерьерами, в частности, обои в спальне были позолоченными. Сам фасад был спроектирован Франсом, согласно его концепции, он должен был подчеркивать высокий статус художника в обществе. Он украсил его семью аллегорическими фигурами, символизирующими качества и навыки художника: Точность (Diligentia), Практика (Usus), Труд (Labor), Трудолюбие (Industria), Опыт (Experientia), Хвала (Lauda) и Архитектура (Architectura).

Барельеф над дверным проемом дома изображал науки (семь гуманитарных наук вместе с живописью и архитектурой) в качестве основных движущих сил человеческого общества. Флорис выразил аналогичные идеи также в своем сочинении «Пробуждение искусств».

Акварелист и топограф старого Антверпена Юзеф Линниг сделал рисунок здания в XIX веке, но к тому времени большая часть декора фасада была утрачена.

В 1547 году Флорис женился на Кларе Боудевейнс, в браке родились дочь и два сына. Сыновья Франс и Баптист обучались в мастерской отца, Баптист умер молодым, а Франс переехал в Италию, где стал известным художником.

Отмечается, что Франс Флорис был на редкость трудолюбив, что подтверждается его девизом: «Когда я работаю, я живу; когда я играю, я умираю». Ван Мандер пишет, что у Флориса всегда было много заказов, над которыми он работал допоздна, и что, когда он засыпал, его ученики, покидая мастерскую, снимали с него обувь и чулки и укладывали его в кровать. Ученики любили Флориса за то, что он предоставил им больше свободы, чем другие мастера Антверпена. Когда небольшая группа его учеников после смерти Флориса собралась, чтобы почтить его память, они составили список из 120 его учеников.

Ван Мандер рассказывает, что в конце своей жизни Флорис оказался в больших долгах и начал пить. Долги, вероятно, были связаны с массовым антикатолическим восстанием – иконоборчеством, которое началось в 1560-х годах и достигло своего пика в 1566 году. В период утверждения в стране протестантизма уничтожалось роскошное убранство католических храмов, включая живопись и декор. Говорят, что Флорис так и не оправился от шока, увидев, что почти все его произведения погибли. Потрясение оказалось настолько глубоким, что он не пожелал восстанавливать свои картины, когда ему это было предложено. Флорис практически прекратил рисовать после 1566 года, и его место в качестве ведущего исторического художника в Габсбургских Нидерландах заняло молодое поколение художников, среди которых его ученик Мартин де Вос стал самым выдающимся.

Ван Мандер рассказывает, что во время работы над крупным заказом настоятеля Испании Флорис заболел и умер, это случилось 1 октября 1570 года в Антверпене. Работа была завершена его учениками Франсом Пурбусом Старшим и Криспином ван ден Броком.

Флорис включил свой автопортрет и в работу «Аллегория Троицы», где под правой рукой Христа нарисовал себя, несколько нарушив масштабное равновесие в сравнении с другими персонажами. Включение говорит о том, что картина носила сугубо личный смысл для художника: после иконоборчества фламандские художники начали включать свои портреты в религиозные композиции, чтобы показать свою личную приверженность теме и идее произведения.

Нидерландский институт истории искусств включает в число самых известных учеников Флориса, кроме Мартина де Воса, Амвросия и Франса Франкенов, а ван Мандер перечисляет 26 фамилий.

Длинный список учеников и помощников свидетельствует, что Франс Флорис по возвращении в Антверпен перенял практику обучения, с которой он познакомился в Италии. Он полагался на большое число помощников, приехавших из Южных и Северных Нидерландов и даже Германии. Для обучения Флорис изобрел наглядные пособия, которые представляли собой изображения голов людей в натуральную величину, которые он нарисовал маслом на панели. Затем они предлагались его помощникам либо для копирования, либо для свободной интерпретации. Некоторые из них являются вполне самостоятельными произведениями искусства. Обязанности учеников определялись мерой их таланта и варьировались от самостоятельной работы по завершении обучения до выполнения пейзажных фонов в произведениях учителя. Они также копировали его композиции, либо в краске, либо на бумаге, для последующего воспроизведения граверами.

Из-за иконоборчества до нас дошло сравнительно немного работ художника. Самым ранним сохранившимся полотном Флориса является «Марс и Венера, захваченные врасплох Вулканом» (1547) из Берлинской картинной галереи.

Две работы Франса Флориса находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Франс Флорис в основном известен своими алтарными композициями, композициями с мифологическими и аллегорическими темами и, в меньшей степени, своими портретами. Он сыграл важную роль во внедрении жанра мифологического и аллегорического сюжета во Фландрии.

Ранние работы Флориса около 1545 года наиболее отчетливо демонстрируют влияние его итальянского пребывания, позднее его стиль становился все более монументальным. Мастерство художника крепло, что сказывалось на более изобретательном расположении фигур в композиционном построении. После 1560 года его работы стали более маньеристскими, а скульптурная обработка фигур уступила место более живописному подходу. Палитра Флориса эволюционировала в сторону монохрома. Позже, возможно, на него повлияла школа Фонтенбло, поскольку его фигуры стали более элегантными, а работы – более изысканными.

В целом же установки реального восприятия окружающего мира не позволили фламандскому искусству органично сочетать маньеристические влияния итальянского стиля с национальным реализмом, который оставался ярко воспроизведенным в местном портретном и бытовом жанре. Но зато всецело маньеристическое влияние преобладало в создании произведений библейской тематики, мифологических, аллегорических и религиозных композициях. Позднее реалистическая традиция нидерландских художников будет преобладать и сделает возможным слияние национального искусства и демократической ветви итальянского барокко.

Подобно тому, как Корнелис Флорис смог оказывать влияние на европейскую архитектуру при помощи издателей Антверпена, публиковавших его проекты, так и работы Франса Флориса получили широкую известность благодаря гравюрам, сделанным ведущими антверпенскими мастерами.

Франс Флорис был очень даровитым портретистом, но из-за более низкого ранга портретной живописи в иерархии живописных жанров, написал только несколько (возможно, около 12) портретов. Он считается новатором жанра, поскольку ввел новый уровень выразительности и акцентировал внимание на внутреннем мире модели.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется картина «Юдифь с головой Олоферна» круга Мартина де Воса – самого известного ученика Франса Флориса, по другой версии, – основного продолжателя его темы. После завершения творческой карьеры Франса Флориса именно Мартин де Вос (1532-1603) вместе с братьями Амброзиусом Франкеном I и Франсом Франкеном I стали ведущими историческими художниками испанских Нидерландов.

Композиция посвящена истории Юдифи – иудейской вдовы из города Вифулии, обезглавившей ассирийского военачальника Олоферна, чье войско осаждало ее родной город. В центре композиции – Юдифь, держащая в правой руке отсеченную голову Олоферна, а в левой – все еще занесенный меч. В правой части – обезглавленное тело Олоферна, кровь из раны заливает атрибуты его высокого воинского звания – богато украшенные ножны и шлем с плюмажем. Слева – служанка, держащая мешок для отрубленной головы. Позади, в проеме шатра, – стены города, спасенного Юдифью.

Ветхозаветная история Юдифи представлена здесь однозначно как подвиг, несколько позднее, по примеру Караваджо, художников начинает интересовать суровая и страшная сторона этого события, не совместимого с женской сутью.

Мартин де Вос родился в Антверпене, он был самым младшим из четырех детей Питера де Воса (1490-1567) и Анны де Хир. Его отец родился в Лейдене и переехал в Антверпен, где в возрасте 17 лет был записан учеником Джерома Скуеленса. Оба сына – Питер и Мартин – с ранних лет проявляли большой интерес к живописи, порой часами засиживаясь в художественной мастерской своего отца, мастера пейзажных и охотничьих сцен. Затем они перешли к Франсу Флорису, хотя документальные подтверждения этого отсутствуют.

Как и большинство фламандских художников XVI века, Мартин де Вос отправился в Италию, где пробыл с 1550 по 1558 годы. Вероятно, он проживал в Риме, Флоренции и Венеции, где компанию ему составил Питер Брейгель Старший, который в этом же году отправился в путешествие по Италии. В Венеции художнику повезло: он познакомился с Тинторетто, подружился с ним и даже стал одним из его помощников. Выразилось это в том, что он писал пейзажные фоны в некоторых композициях великого мастера, что навсегда определило своеобразие его палитры. Тот факт, что Тинторетто должным образом оценил талант де Boca, говорит в пользу фламандского живописца.

По возвращении в Антверпен в 1558 году де Вос стал членом антверпенской гильдии Святого Луки. Он женился на Джоанне Ле Боук, чья семья была родом из французского Валансьена, ставшей его супругой и любовью на всю жизнь (у них было восемь детей, двое из которых также стали художниками). В то время Франс Флорис был ведущим мастером исторического жанра, что мешало другим художникам получать заказы. Только в 1564 году де Восу удалось получить заказ от богатого антверпенского купца Гиллиса Хоофмана.

В 1570 году де Вос получил заказ на украшение часовни Вильгельма, герцога Брансуик-Люнебурга в Целле (Германия). Его известность росла, и в 1572 году он был назначен деканом антверпенской гильдии. Де Вос первоначально обратился в лютеранскую веру, но после падения Антверпена и поражения протестантского дела в Габсбургских Нидерландах снова перешел в католицизм.

Его репутация была так весома, что в 1589 году де Вос вместе с Амброзиусом Франкеном I был назначен гентским судьей для оценки картины «Страшный суд» Рафаэля Кокси (1540-1616). Рафаэль Кокси был вовлечен в спор с магистратом Гента, который заказал картину, но, по мнению Кокси, предлагал сумму, слишком низкую для его шедевра.

Мартин де Вос и Амброзий Франкен были также выбраны в качестве главных декораторов торжественной церемонии въезда в Антверпен в 1594 году недавно назначенного губернатора Южных Нидерландов эрцгерцога Эрнеста Австрийского.

Мартин де Вос был одним из основателей гильдии романистов, которая была основана в 1572 году в соборе Антверпенской Богоматери. Гильдия объединила художников, знатоков и гуманистов, которые путешествовали по Риму и ценили гуманистическую культуру. Членство в ней предоставляло художникам хорошую возможность знакомства с потенциальными покровителями.

Мартин де Вос был не только ведущим мастером религиозного жанра, но и опытным портретистом. Близость стиля его творчества к маньеризму идеально соответствовала идеям контрреформации. После иконоборческих разрушений значительной части искусства в церквях Фландрии, де Вос стал одним из художников, которому было поручено оформить разграбленные церкви новыми алтарями.

Новаторство творчества Мартина де Воса искусствоведы объясняют его эклектичностью: художник шел по пути Франса Флориса, объединяя манеру итальянской и фламандской живописи. Его находки – это интерпретация достижений Веронезе, Тинторетто и Микеланджело, а также фламандских художников, таких как Ламберт Ломбард, Франс Флорис и Мишель Кокси.

Его стиль был очень узнаваемым, а его иконография и предмет были явно в духе контрреформации. Хотя в его стиле было мало эволюции, его поздние алтари напоминают работы более ранних нидерландских мастеров, таких как Мартин ван Хемскерк (1498-1574) и Квентин Метсис (1466-1530). В этот поздний период его палитра стала мягче и более тональной.

Так же, как и Флорис, де Вос писал великолепные портреты, хотя основной темой его произведений стали библейские и отчасти мифологические сюжеты. Религиозные картины художника очень традиционны. В них, прежде всего, бросается в глаза композиционная схема, выработанная еще Рафаэлем. Если действие происходит на открытом воздухе, то фон обязательно представляет собой далевой или панорамный пейзаж (де Вос научился мастерски писать облака, воду, поросшие лесом горы и замки).

Аллегорические картины де Boca можно отнести к менее удачной области его деятельности, сюжет их обычно сложен, но традиционен.

Карел ван Мандер высказывался о Мартине де Восе с уважением и восхищением: «Между теми, кто прославлял в живописи Антверпен и наши Нидерланды, не последнее место должен занимать знаменитый и искусный живописец Мартин де Вос, с юности прилежно занимавшийся искусством». Он причислил де Boca к знаменитостям, которые уже при жизни имели большой успех у современников, а для развития живописи своего времени он сделал много.

Светлана Бородина
Источник: МИА


asg
0