На V ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России», которая проходит в Нижнем Новгороде 23-25 сентября, состоялись дебаты «Государство VS бизнес. Образование: что останется после коронавирусных ограничений». Эксперты обсудили, какие из «карантинных» практик школа интегрирует в ближайшем будущем и как будут взаимодействовать государство и EdTech-компании в условиях цифровизации образования.
Открывая дебаты, президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников отметил, что модернизация школьной материальной базы стала одним из приоритетов нацпроекта «Образование». Новые тренды меняют контуры современного образования и форматы поведения участников учебного процесса. Но каковы шансы EdTech-компаний на успешное взаимодействие с государством, что необходимо для эффективной работы со школами?
«В период пандемии бизнес тесно взаимодействовал с государством, предоставив школьникам и учителям свободный доступ к цифровым ресурсам. Сейчас в рамках национального проекта «Образование» активно выстраивается система, предоставляющая учащимся не просто общедоступный, а верифицированный и качественный образовательный контент, соответствующий образовательным стандартам. Важно, чтобы школьники получали актуальную и проверенную информацию, и здесь мы продолжаем самое тесное взаимодействие с ведущими образовательными и ИТ-компаниями», – рассказал директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Павел Кузьмин.
Вице-президент ПАО «Ростелеком» Валерий Ермаков обратил внимание, что лишь 25% российских школ соответствуют требованиям к скорости интернета, но их число растет благодаря программе целевого подключения социально значимых объектов. Замдиректора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Юлия Ханьжина рассказала, что единовременный переход системы образования в формат дистанта обнажил проблему отсутствия прямого доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту:
«По сути, сами пользователи, а в подавляющем большинстве случаев это родители, не имеющие педагогических знаний и навыков, были вынуждены проводить отбор, оценку и экспертизу ресурсов, предоставляющих образовательные услуги в дистанционном формате. В этой связи весной 2020 года Министром просвещения Российской Федерации Сергеем Кравцовым и генеральным директором АСИ Светланой Чупшевой было принято совместное решение о создании цифровой платформы-навигатора «Дополнительное образование детей» с доступом к верифицированным ресурсам от ведущих разработчиков и поставщиков цифрового образовательного контента».
По мнению Тимура Ушакова, представляющего «БАРС Груп», сейчас игроки рынка «цифры» должны идти в сторону объединения и интеграции своих систем. Они не должны забывать, что в нацпроекте «Образование» есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который прежде всего направлен на повышение качества жизни пользователей – учителей, учеников и их родителей, а эта цель достижима только в объединении усилий всех участников сферы цифрового образования.
По словам сооснователя Skyeng Александра Ларьяновского, компании EdTech в период пандемии показали, что умеют разрабатывать востребованные продукты, продемонстрировав главное преимущество – скорость. Так появилась интерактивная рабочая тетрадь, с помощью которой ученики могут выполнять домашние задания, а система автоматически их проверяет. «Мы предоставили учителям знакомый и привычный контент, а также автоматизировали проверку заданий», – подчеркнул эксперт. Следующий шаг, отражающий запросы учителей, – создание сервиса, позволяющего предотвращать списывание в условиях дистанционного образования, и над таким сервисом уже идет работа.
Александр Губарик, директор Центра компетенций и бизнес решений «Иннопрактики», рассказал о проекте создания цифровой образовательной среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В эту среду были интегрированы существующие в регионе образовательные ресурсы, а также ведущие отечественные разработчики образовательного контента, обеспечивая безопасную передачу и обработку персональных данных детей. Работники образования могут пользоваться разными инструментами через единую точку входа на региональном портале.
Заместитель генерального директора Фонда новых форм развития образования Роман Ершов подчеркнул, что инициативы Министерства просвещения РФ в части цифровизации образования обсуждаются с профильным бизнесом. При этом государство активно участвует в модернизации цифровой среды – создан образовательный маркетплейс, за последние два года более 50 тыс. педагогов и более 15 тыс. директоров школ обучены современным технологиям. «Подход, изначально заложенный в нацпроекте «Образование», полностью соответствует вызовам, которые возникли в начале этого года», – подчеркнул Роман Ершов.
Участники дискуссии заключили, что основные направления цифровой трансформации образовательной отрасли определяет государство, при этом бизнес взаимодействует с регулятором на основе формируемых правил и предлагает госсектору «ответственный продукт». Школы, в свою очередь, сегодня становятся более открытыми и внимательными к формированию цифровых инструментов новой дидактики.
Ранее, накануне открытия конференции, представители Правительства Нижегородской области, Министерства просвещения РФ, региональных вузов и ГК «Просвещение» приняли участие в совещании, посвященном предстоящему запуску общеобразовательного комплекса «Школа 800» в Нижнем Новгороде. Его создание – пример взаимодействия государства и бизнеса на основе механизмов государственно-частного партнерства. В своем выступлении Михаил Кожевников сделал акцент на формировании педагогического коллектива школы, подчеркнув основополагающую роль этого этапа в ее развитии.