Хватит ли 23 миллиарда рублей для поддержки российских авиакомпаний?


В целях предотвращения распространения коронавируса российские власти приняли решение полностью закрыть международные рейсы с 27 марта 2020 года. На данный момент остановлены практически все полеты для перевозки россиян на родину из-за границы – на содержание 25 тысяч граждан РФ за рубежом выделено 500 млн рублей.

Хватит ли 23 миллиарда рублей для поддержки российских авиакомпаний?
Тем временем общемировые убытки авиаперевозчиков могут превысить 110 млрд долларов. Без помощи властей каждой страны их ожидает банкротство.

В связи с этим Президент РФ поручил выделить на поддержку российских авиаперевозчиков 23 миллиарда рублей. Средства будут направлены на лизинг авиационной техники, пополнение оборотных средств, выплаты заработных плат сотрудникам авиакомпаний, оплату стоянки воздушных судов.

С 1 февраля российские авиакомпании потеряли 10,5 млрд рублей только от запрета полетов в Китай, 6 из которых – прибыль компании «Аэрофлот». Выручка авиакомпании от полетов в Европу снизилась в два раза в текущем году по сравнению с 145,9 миллиардным показателем 2019 года, то есть сокращение доходов от полетов в Германию, Францию, Испанию, Италию (отмена полетов с 13 марта), Скандинавские страны (с 16 марта) составило примерно 70 млрд рублей.

На данный момент российскими авиакомпаниями осуществляется только 10% традиционных внутренних рейсов. Например, 9 апреля из запланированных 3 168 перелетов совершено 330 полетов по направлениям Анапа, Архангельск, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Минеральные Воды, Мурманск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Уфа, Челябинск.

Ограничено движение воздушных судов не только в России: за последнюю неделю перелеты совершили только 10 миллионов пассажиров разных стран. За аналогичный период в 2019 году этот показатель составил 44 миллиона.

Помимо сокращения пассажирского трафика в российских аэропортах на 92% и, соответственно, потери выручки, убытки авиакомпаний растут за счет расходов на топливо – это, в основном, касается стран с развитым внутренним рынком, таких как Россия и США, где по междугородним рейсам продолжают летать наполовину заполненные самолеты.

Также средства расходуются на выплаты процентов по кредитам или лизингу, стоянку и обслуживание воздушных судов в аэропортах, техническое обслуживание и ремонт самолетов, оплату труда сотрудников авиакомпании – все это требует оплаты независимо от того, сколько рейсов осуществляет авиакомпания. Те перевозчики, кто не имел финансовой подушки безопасности, сейчас не могут покрыть все материальные обязательства ни перед своими сотрудниками, ни перед внешними организациями – банками и лизинговыми компаниями.

На фоне катастрофического снижения рейсов многие авиакомпании готовятся к скорому банкротству. Британская региональная авиакомпания Flybe в марте уже объявила о завершении деятельности по причине влияния коронавируса COVID-19 на продажи билетов: прекращено выполнение рейсов более чем по 190 маршрутам в 15 стран, без работы осталось более 2 000 сотрудников авиаперевозчика. На грани банкротства оказалась одна из крупнейших немецких компаний – Lufthansa – власти Германии собираются спасти ее от разорения путем частичной приватизации государством. British Airways, KLM, United и многие другие международные компании сокращают маршрутную сеть, штат сотрудников и зарплаты руководству, аналогичные меры вводят и лоукостеры - Ryanair, EasyJet, Wizz Air, Победа.


Власти США, Франции, Германии, Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Бразилии и России уже пообещали помочь авиаторам. Сами авиакомпании просили у правительств стран налоговых каникул и послаблений: снижения сборов за пролеты, а у аэропортов - скидок на парковку вынужденно простаивающих самолетов. Пока их запросы рассмотрены частично: приостановлено действие правил распределения слотов (время в аэропорту для совершения вылета или прибытия) в аэропортах – авиаперевозчики были обязаны либо использовать их на 80%, либо потерять свои права на них. Пока это правило отменено в семи аэропортах США до 31 мая, в аэропортах Евросоюза – до июня, но пока только для полетов в Азию.

Однако в США и странах Европы осуществляется и прямая финансовая поддержка авиакомпаний. Например, во Франции отрасли гражданской авиации выделено 500 млн евро на антикризисные меры, а в Америке эта сумма составила 25 млрд долларов.

Правительство России уже разрабатывает методы помощи авиакомпаниям, которые столкнулись с экономическими сложностями из-за коронавируса: обсуждается отсрочка взыскания налоговых платежей для авиации и туристической отрасли, а также предлагается обнулить аэронавигационные сборы в Дальневосточном федеральном округе и ввести скидку 50% на такие сборы в остальных регионах. Однако на государственную поддержку могут рассчитывать только те авиакомпании, которые самостоятельно проводят оптимизацию бизнеса. Так, например, авиакомпания «ЮТэйр» провела программу снижения издержек: сократила управленческий персонал и оптимизировала маршрутную сеть. В связи с этим авиаперевозчик получил от акционеров предложение по выпуску облигаций на 14,5 млрд рублей в качестве меры поддержки.

Насколько эффективными окажутся решения, принимаемые авиаперевозчиками, и как на их деятельности отразиться поддержка властей, будет зависеть от развития эпидемиологической обстановки в мире.

Есть два пути развития ситуации. Первый – если эпидемия к концу весны пойдет на спад, тогда авиаперевозки возобновятся в начале лета. Для этого необходимо, чтобы не только Россия, но и другие страны открыли воздушные границы. Судя по данным распространения коронавируса, в большинстве зарубежных стран количество жертв инфекции продолжает расти: США, Италия, Испания, Франция. Среди стран ЕС уменьшилось только число зараженных в Германии. В России также вирус набирает обороты и пик распространения, возможно, зафиксируется к концу апреля. Российские авиакомпании, такие как «Аэрофлот» и «S7», приостановили продажу билетов до конца весны. Зарубежные компании - Air Baltic, Vueling – продают билеты на май.
Второй сценарий предполагает продление ограничительных мер до осени 2020 года. Например, об этом уже говорил Президент Франции. В таком случае по итогам года пассажиропоток всех российских аэропортов снизится на 70%, что приведет к их убыткам в размере 61 млрд рублей. Для авиакомпаний это означает, что возможность достичь докризисных показателей появится только к середине 2021 года, что приведет к ряду банкротств региональных перевозчиков и к сокращению штатов крупных компаний.

Срок восстановления российских авиакомпаний зависит от того, насколько долго продлятся ограничения на полеты. По прогнозам, пассажиропоток вернется к своим нормальным показателям только к середине 2021 года, так как это зависит от покупательской способности населения России и скорости восстановления экономической активности в стране.
Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли