Игорь Борисович Пьянков о взрывном эффекте проекта



Пьянков Игорь Борисович, являющийся профессором МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, дал комментарии проекту «Иванов».

Всем известны имена конструкторов, составивших славу отечественной авиации в Великой Отечественной Войне: Петляков, Микоян, Гуревич, Сухой, Поликарпов, Антонов, Туполев, Яковлев, Лавочкин, Илюшин. Исключив Поликарпова, Туполева и Яковлева, оставшиеся семь гениев являются «детьми» одного конкурсного проекта, объявленного Сталиным в 1936 году, под кодовым названием «Иванов». Проект предусматривал создание многоцелевого ударного самолета. Пьянков Игорь отмечает, что в нем особенно важна его организация, так как сегодня технологическое развитие России становится вопросом выживания, в связи с чем стоит пристальнее присмотреться к опыту пятилеток индустриализации, позволивших СССР шагнуть в ряд промышленно развитых держав.

Условия участия в конкурсе были предельно прозрачны: достаточно было предъявить комиссии удачный аванпроект самолета. При этом, стоит отметить, что несмотря на былую суровость нравов, авторы даже совершенно неудавшихся проектов по итогам конкурса не были отправлены в ГУЛАГ.

Очевидно, что фаворитами проекта «Иванов» были уже известные конструкторы Туполев, Поликарпов, Неман, Кочеригин, Григорович, но не менее важную роль играли и новички. Сталин прекрасно понимал экономику опытно-конструкторских работ: потраченные на этом этапе средства составляют лишь сотую часть расходов, которые предстоят при серийной постройке машины.

Официальные итоги не подводились, поэтому мнения по поводу результатов конкурса расходятся. Пьянков Игорь утверждает, что именно легендарный штурмовик ИЛ-2, рожденный в инициативном порядке, можно считать реальным победителем «Иванова». Но иногда победителями конкурса считаются все тяжелые истребители и легкие бомбардировщики, созданные к началу войны: Пе-2, Су-2 и др.

Были и нестандартные ситуации во время проведения конкурса: Артем Микоян буквально украл свой первый самолет И-200 у Поликарпова. Впрочем, отмечал Пьянков, позитивный результат жесткой конкурентной борьбы и открытого доступа энтузиастов к конструкторским ресурсам - налицо: стране было чем встретить врага.

Подводя итоги, Игорь Борисович говорит о том, что конкуренция является единственным методом, двигающим научно-технический прогресс. Инженерная конкуренция - лучший из возможных социальных лифтов для творческого человека. Привычные сложившиеся административные барьеры монополий необходимо безжалостно разрушать. Пьянкова отметил особую необходимость организации конкурсов технических проектов любых систем в наши дни: информационные технологии позволяют сделать эти конкурсы хоть и виртуальными, но достаточно внятными и эффективными.

При этом, Пьянков Игорь Борисович рассуждает на тему поздних запусков в серию настолько необходимых лучших истребителей - поликарповского И-185, созданного еще в 1940 году и Ту-2, появившийся к началу войны. Вывод один: потому что со времен промышленной революции любой вождь, испытывающий наслаждение от принимаемых единолично «судьбоносных» решений и переводящий державу в режим ручного управления – это, прежде всего, законченный подонок, бездарно и безнаказанно растрачивающий человеческие и творческие ресурсы Родины.


Игорь
-0.5