ИРТТЭК: Нефть требует контроля, нефтяники против


О необходимости совершенствования механизмов контроля качества нефти в докладе Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) «Мониторинг качества сырой нефти, поступающей для транспортировки по системе магистральных трубопроводов».

Нефтетранспортная система остро нуждается в совершенствовании механизмов контроля качества нефти. Альтернативы нет. Иначе Россию ждут финансовые и репутационные потери. Об этом - в докладе Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) «Мониторинг качества сырой нефти, поступающей для транспортировки по системе магистральных трубопроводов».

Проблему усиления контроля за качеством нефти актуализировал недавний инцидент с попаданием грязной нефти в нефтепровод «Дружба»: 24 июня этого года на нефтеперекачивающей станции «Муханово» было обнаружено 350 тыс. т нефти с чрезвычайно высоким содержанием хлорорганических соединений.
Серьезных последствий на этот раз, в отличии от крупнейшей аварии 2019 года, удалось избежать. Однако нынешнее происшествие в очередной раз показало уязвимость существующей системы. Грязная нефть вызывает поломки оборудования, процесс транспортировки останавливается, потребители и инвесторы несут серьезные убытки.
В работе ИРТТЭК отмечается, что с проблемой загрязнения нефти сталкиваются трубопроводные компании по всему миру. С 2010 по 2019 годы ущерб от загрязнений в мире оценивается в $2,8 трлн.
Добытая нефть должна проходить сложную очистку на всех этапах ее подготовки и перекачки до приемосдаточных пунктов (ПСП). Однако добывающие компании не всегда соблюдают нормативы контроля качества нефти.
Специалисты ИРТТЭК считают, что в нашей стране система мониторинга качества нефти нуждается в серьезной модернизации.
В 2019 году ПАО «Транснефть» предложило ряд шагов, среди которых, в частности, усиления контроля показателей для грузоотправителей, не имеющих собственных ПСП, создание аккредитованных испытательных лабораторий у потребителей, электронный доступ и видеонаблюдение на объектах ПСП и т.п.
Однако инициативы нефтетранспортной корпорации увязли в бюрократических согласованиях в правительстве РФ, а также наткнулись на сопротивление со стороны российских нефтяных компаний. Только «ЛУКОЙЛ» и «Татнефть» поддержали инициативу. «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» высказались категорически против. «Газпромнефть» и «Русснефть» пока лишь подтвердили готовность к обсуждению.
Между тем, уже сегодня необходимо принять все меры - от административных до морально-этических – для принуждения менеджмента нефтедобывающих предприятий к нормам ведения современного бизнеса, к социальной и экологической ответственности, - резюмируют эксперты ИРТТЭК.
Полный текст доклада - https://irttek.ru/articles/monitoring-kachestva-syroy-nefti-postupayushchey-dlya-transportirovki-po-sisteme-magistralnykh-trubo.html

Справка:
Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) изучает общие и частные проблемы энергетики, взаимосвязи различных энергетических отраслей с экономическими и политическими процессами. Материалы института призваны помочь специалистам, связанным с энергетическим комплексом, в создании реалистичной картины функционирования как отдельных энергетических направлений, так и в понимании ситуации в российской и мировой энергетике.

Контакты:
info@irttek.ru
+7 926 611-98-85 (Москва)
+7 994 427-60-89 (Санкт-Петербург)