Искусствоведы ИГН АлтГУ обосновали влияние библейского историзма на русскую оперу XIX века


Ученые изучали особенности интерпретации образов и сюжетов Библии в произведениях русских композиторов XIX века.

Искусствоведы ИГН АлтГУ обосновали влияние библейского историзма на русскую оперу XIX века
Ученые-искусствоведы института гуманитарных наук Алтайского государственного университета по итогам двухлетней исследовательской работы с помощью документально подтвержденных фактов обосновали, что феномен библейского историзма, в значительной мере повлиявший на политические, социальные и культурные процессы в Европе и России второй половины XIX и начала XX века, получил яркое отражение и в произведениях русских композиторов этого периода. В частности, в интерпретации образов и сюжетов оперных произведений, основанных на сюжетах из Библии.
Исследовательская работа по выявлению и изучению документальных источников в ходе реализации научного проекта № 22–28–00551 «Библейский историзм в западноевропейской и русской опере XIX века», получившего грантовую поддержку Российского научного фонда, искусствоведами АлтГУ проводилась в Российском государственном историческом архиве, фондах Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
«Изучая документы, связанные с обозначенным в нашем проекте временным периодом, мы пришли к выводу, что следует пересмотреть некоторые положения, объясняющие феномен библейского историзма в русской опере XIX века. Эта тема долгие годы оставалась вне поля зрения искусствоведов, а известные труды рассматривали данный вопрос с позиции современных исследователей. Совместно с талантливым исследователем Олесей Михайловой мы проанализировали значительное количество сохранившихся документальных источников того времени — афиши, издания нот, программы и буклеты, фотографии, а также книги и брошюры, связанные с оперным наследием выдающегося деятеля отечественного музыкального искусства Антона Григорьевича Рубинштейна, оставившего нам в наследие самое большое количество библейских опер. По итогу работы, мы пришли к выводу, что с позиции русской культуры XIX века, тема религии в оперных произведениях того периода основывается на понимании человечности Бога и божественного предназначения человека», - уточняет научный руководитель проекта, директор ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович.
Усилия научного коллектива были сосредоточены на установлении особенностей интерпретации образов и сюжетов Библии в произведениях русских композиторов XIX века.
«Выдающийся русский композитор Атон Рубинштейн выделял духовные оперы из числа своих музыкально-театральных произведений из-за особого содержания и предназначения. Именно в этом жанре композитор видел высокую миссию – воспроизведенные на сцене ветхозаветные и новозаветные события должны были оказать на современников морально-облагораживающее воздействие и пробудить высокие душевные переживания, - подчеркивает разработчик проекта, доцент кафедры искусств ИГН АлтГУ, кандидат искусствоведения Олеся Михайлова. – Библейская тема на русской оперной сцене зазвучала только во второй половине XIX века, да и то, эти произведения были немногочисленны. В России они не получили распространения из-за резкой критики со стороны православной церкви и суровой цензуры, не допускающей появление на сцене патриархов, пророков, апостолов или святых. Но вопреки этому, А.Г. Рубинштейн, А. Н. Серов, М.М. Ипполитов-Иванов создали выдающиеся музыкальные произведения, с которыми теперь можно познакомиться, обратившись к разработанной нами базе данных оперных произведений XIX века на библейские сюжеты».