В ходе работы над выставкой и каталогом к ней исследователь карикатур Алексей Наумов предположил свою атрибуцию одной из работ, созданной неизвестным автором в 1910-е годы. Совместно с научным сотрудником Бахрушинского театрального музея было установлено авторство русского художника, графика Александра Михайловича Любимова (1879–1955), писавшего портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи, а также известного своими работами в жанре политической карикатуры. Исследователи сошлись во мнении, что стилистика и манера письма рисунка схожа с другими работами художника, которые хранятся в бахрушинском собрании.
Научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов Бахрушинского театрального музея Мария Рябова рассказывает, как проходила работа по атрибуции: «В фондах нашего музея хранятся театральные зарисовки, шаржи и карикатуры Любимова и у меня была возможность их сравнить. Действительно манера письма карикатуры схожа со стилистикой письма художника, и я согласилась с этой атрибуцией. В ходе исследования музейного предмета уточнили и изменили название карикатуры «Критики в виде стаи ворон на трупе Л.Н. Толстого» на «Не стая воронов слеталась…» (Над «Живым трупом»). Обновленное название более точно раскрывает содержание карикатуры. Рисунок Александра Любимова наглядным сатирическим языком демонстрирует конкуренцию Художественного, Александринского театра и кинопредпринимателей в борьбе за право постановки драмы Л.Н. Толстого «Живой труп»».
Кроме этой работы из Бахрушинской коллекции на выставке в Музее русского импрессионизма можно будет увидеть шарж под названием «Сидящий мужчина и газеты» неизвестного авторства с датировкой 20-30-х гг. ХХ века. Рисунок-карикатура изображает сидящего за столом мужчину и ворох газет, в числе которых «Новый зритель» и другие, а газета «Вечерняя Москва» изображена как туловище этого «заядлого читателя». Этот рисунок, как и рисунок теперь установленного авторства (А.М. Любимова) выполнен в карандашной технике с использованием туши и пера.
Выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного» откроется 12 октября 2023 года. На экспозиции представят живопись и графику неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века. В силу исторических обстоятельств большинство имен этих мастеров не было установлено, но их произведения находятся в одном ряду с работами известных живописцев. Такие работы с пометкой «н/х» практически не попадают в поле зрения широкого зрителя, и этот первый крупный показ утративших авторство или принципиально неподписанных работ рубежа XIX–XX веков позволит по-новому посмотреть на искусство этого периода в отрыве от произведений, с которыми он традиционно ассоциируется. Посетителям это даст возможность абстрагироваться от личности художника и оценить работы, исходя из основных художественных категорий.
Часть экспозиции составят работы, авторство которых было установлено за последние 60 лет. Посетители узнают о пути картин от поступления в собрание до атрибуции на примерах работ Василия Кандинского и Алексея Явленского, Николая Милиоти и Ивана Клюна и других художников, долгое время числившиеся анонимными.
Выставка объединит произведения из 6 частных и 30 государственных собраний. В том числе из Бахрушинского театрального музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева и других.
Даты проведения: 12 октября 2023 года – 21 января 2024 года.
Место проведения: Музей русского импрессионизма – г. Москва, Ленинградский просп., 15, стр. 11.
Исследователи установили авторство дореволюционного рисунка-карикатуры из фондов Бахрушинского музея
12.10.2023
На выставку «Автор неизвестен. Коснуться главного» в Музей русского импрессионизма Бахрушинский музей передал карикатуры с неустановленным авторством.