В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся две работы выдающегося итальянского пейзажиста и единственного ученика Никола Пуссена – Гаспара Дюге (1613/1615 – 1675). Его «Пейзаж с видом на гору Соракта», атрибутированный экспертным кабинетом Эрика Тюркена поступил в собрание ASG под авторством Дюге. Изначально данное полотно имело название «Путники, идущие по дороге». Однако мы его изменили, поскольку в ходе исследования определили конкретный географический объект, изображенный в композиции, а также уточнили датировку (после 1670 года) на основании близости ей картины из Далиджской галереи этих же годов.
Ещё одно произведение Дюге – «Пейзаж с пастухами» – поступило в Большое собрание изящных искусств ASG без атрибутационных данных. Авторство данной работы мы установили на основании близости деталей композиции работам Дюге: рисунка листвы, архитектурных построек и изображений двух пастухов, беседующих лежа на земле. Аналогичные персонажи изображены на картинах Дюге из Музея искусств Колумбуса и Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга. Когда был написан пейзаж из американского музея нам выяснить не удалось, но вследствие сходства фигур пастухов во всех трёх работах мы датировали пейзаж Дюге из собрания ASG теми же годами, что и Государственный Эрмитаж – 1669 – 1671.
Осенью 2013 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось работой «Рыбаки, застигнутые бурей», атрибутированной также кабинетом Эрика Тюркена как композиция голландского пейзажиста Питера Мулира Младшего (1637 – 1701). 28 октября 2010 года данная картина уже проходила на аукционных торгах под авторством последователя Гаспара Дюге с длинным названием «Грозовой классический пейзаж с двумя фигурами, ожидающими прибытия лодки к берегу, деревней и руинами слева» [1].
Питера Мулира Младшего ни в коем случае нельзя рассматривать как последователя Гаспара Дюге – слишком велик талант этого живописца. Главной темой его творчества было бурное море и корабли в минуту опасности и крушения, за что художник получил прозвище «Темпеста» (ит. Tempesta – «буря, шторм, гроза»). Художник родился в Харлеме, но основную часть жизни он провёл в Италии: Риме, Венеции и Ломбардии. Мулир писал и ландшафтные пейзажи, в которых воплотил и развил мотивы, получившие в Риме распространение благодаря Гаспару Дюге, Сальватору Розе (1615 – 1673) и Пьетро Тесте (1611 – 1650). В частности, речь идёт об изображениях бури в пейзажном жанре. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа Мулира, исполненная на классический для мастера сюжет «Корабли в бушующем море». Также в статье мы приведём два знаменитых морских пейзажа художника, которые ныне находятся в Национальном морском музее Великобритании («Корабль, разбивающийся во время шторма у скалистого побережья») и Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга («Бурное море с кораблями»).
В том же Государственном Эрмитаже есть «Пейзаж с пастухами, застигнутыми бурей» Питера Мулира. Сюжетно и колористически (золотистая подсветка закатного неба с тёмными грозовыми и белыми кучевыми облаками) он близок работе из Большого собрания изящных искусств ASG. При этом трактовка персонажей, архитектурных построек и растительности здесь иная, близкая пейзажным работам Дюге.
Французский натуралист и историк искусства Антуан Жозеф Дезалье д'Арженвиль (1680 – 1765) писал о том, что Дюге ввел в живопись изображение бури, столь любимое романтиками [2]. В частности, буря изображена на картинах Дюге из музея Прадо и Государственного Эрмитажа.
Помимо этих двух пейзажей изображения молний есть также в работах Дюге «Шторм» (1660-е годы, Эдинбургский университет, Шотландия), «Морской пейзаж с Ионой и китом» (1653/1654 годы, Британская королевская коллекция) и «Штормовой пейзаж» (ок. 1650 года, Музей истории искусств, Вена). Молнии изображены здесь резкими всполохами, которые словно рваные зигзаги «пронзают» грозовые тучи. На картине из Большого собрания изящных искусств ASG разряд молнии направлен в сторону архитектурных построек с высокой башней в центре. Точно так же он бьёт по архитектурным постройкам во всех трёх нижеприведённых композициях Дюге.
У Питера Мулира Младшего также есть пейзажи с молниями – «Буря» (вторая половина XVII века, Национальный музей, Варшава) и «Пейзаж с фигурами, спасающимися от бури» [3]. Здесь вспышки молний трактованы по-иному, нежели на картине из собрания ASG. На полотне из варшавского музея длинная молния бьёт в землю, пересекая композицию по диагонали. В пейзаже с аукциона она вьётся долгой белой змейкой, беря начало в левом верхнем углу, и обрываясь, дойдя до водоёма в нижней части.
В левой части пейзажа из собрания ASG изображено дерево. Его ствол и ветки под порывами ветра изогнулись вправо. Крона этого дерева не отличается пышностью, мы видим голый S-образный ствол и крупные ветки. Аналогичное изогнутое дерево Дюге написал в «Горном пейзаже с приближающейся бурей» (ок. 1638 года, Далиджская картинная галерея, Англия). Оно также выгнулось вправо, а редкая листва исполнена в той же манере. В целом пейзаж с работы из Большого собрания изящных искусств ASG соответствует стилю Дюге: чаще всего он писал открытые ландшафты с читаемой линией горизонта или горной грядой вдали, без плотного заполнения пространства растительностью бурого цвета. Иной подход был у Мулира – его композиции полны пышной зелени, сочностью листвы и трав, лес деревьев часто скрывает задний план. Иллюстрацией подобного изображения природы может служить «Буколический пейзаж» Мулира из частного собрания [4].
В центре пейзажа Мулира изображены постройки – это крестьянские хозяйственные строения и крепостные стены вдали. Характер их изображения отличается от построек с картины из собрания ASG. Мулир часто писал башни на береговых обрывах, у подножия которых терпят крушение корабли («Кораблекрушение у скалистого берега», вторая половина XVII века, частное собрание; «Шторм на море», вторая половина XVII века, Словенская академия наук и искусств, Любляна) или же крестьянские дома с двускатными крышами, покрытыми соломой и черепицей («Пейзаж с пастухом и стадом», 1685 – 1700 годы, Музей истории искусств, Вена; «Моисей и Аарон насылаются казнь египетскую», Национальный фонд Великобритании).
Интерпретация построек с полотна из Большого собрания изящных искусств ASG ближе авторству Дюге. Архитектурные ансамбли этого живописца всегда состоят из нескольких строений, тесно прижатых друг другу. Многочисленные крыши, арки, стены с разными по форме оконными проемами, галереи, акведуки, башни, печные трубы, находящиеся на разном уровне высоты, на расстоянии воспринимаются зрителем в виде единого архитектурного комплекса, состоящего из геометрических объёмных фигур – прямоугольников, квадратов, треугольников, цилиндров, трапеций и т.д. Их цветовая палитра колеблется от бежевого, жёлтого и светло-коричневого песчаника до терракоты. Ниже мы приведём несколько композиций Дюге, в которых также, как и на картине собрания ASG, изображены черепичные крыши с несколькими скатами.
В пейзаже из Большого собрания изящных искусств ASG представлено несколько фигур. Два персонажа изображены на берегу. Босоногая крестьянка облачена в синие одежды и белый платок на голове. Её левая нога отставлена в шаге назад. Мужчина, нижнюю часть туловища которого покрывает красная драпировка, стоит на коленях. Правую руку он вытянул вперёд, в сторону лодки, подплывающей к берегу. В лодке плывут два рыбака. Один их них расположился на палубе, спиной к зрителям. Другой – стоя гребёт одним веслом.
Подобных персонажей в живописи Питера Мулира Младшего мы не встретим. В композиции Гаспара Дюге из Баварского государственного собрания картин присутствует аналогичный мужской персонаж, близкий тому, что стоит на коленях у кромки воды в картине из собрания ASG. В работе «Буря на море» этот герой изображён в центре. Он опустился на колено и вытянул руки перед собой. В том, как он подался вперёд, в трактовке его спины, мышечном строении, волосах и позе, есть несомненная близость с фигурой мужчины на полотне из собрания ASG. Схожая фигура рыбака изображена и в «Классицистическом пейзаже с озером» Дюге (ок. 1658 года) из Национальной галереи Шотландии. Здесь он расположился на берегу водоёма, держа в правой руке удочку.
Что касается персонажа с веслом в лодке на картине из собрания ASG, то аналогичная ему фигура гребца есть в работе Дюге «Гроза» из того же Баварского государственного собрания картин. В данном случае он так же правит лодкой, стоя, держа весло в вытянутых руках. Кроме этого, рядом с фигурой рыбака в лодке на берегу изображено дерево, крона которого обращена вправо тем же самым образом, что и в произведении из Большого собрания изящных искусств ASG.
Большинство работ Гаспара Дюге, приведённых в нашем исследовании в роли аналогов картине из собрания ASG, находятся в музеях и образовательных учреждениях Великобритании – Далиджской картинной галерее, Эдинбургском университете Шотландии, Британской королевской коллекции, Национальном фонде Великобритании, Собрании Уоллеса в Лондоне, Национальной галерее Шотландии. Это объясняется тем, что особенно активно творчество Дюге изучали британские специалисты. Помимо крупных государственных музеев, обширными коллекциями работ живописца обладают и частные собрания Лондона, Оксфорда и Ливерпуля. Провенанс пейзажа «Рыбаки, застигнутые бурей» из собрания ASG нам неизвестен. Однако на обратной стороне подрамника приклеено две этикетки с текстом на английском языке. Это позволяет сделать утверждение, что прежде полотно находилось в Великобритании, а именно в Шотландии, т.к. одна из этикеток является фирменным лейблом шотландских арт-дилеров и реставраторов «Doig, Wilson & Wheatley».
Фирма была основана в Эдинбурге в 1840 году. Её основатель Генри Дойг (1818 – 1901) был резчиком по дереву, позолотчиком и стекольщиком. Его партнёр Уильям Маккечни с 1855 года изготавливал рамы для картин. В 1885 году они становятся реставраторами живописи, продавцами гравюр и издателями королевы Виктории в Эдинбурге. Дойг не только обрамлял работы шотландского художника Джозефа Ноэля Патона (1821 – 1901), но также занимался продажей его картин. При посредничестве Дойга королева Виктория заказала художнику реплику произведения «Добрый пастырь» 1876 года. Для королевы же он выполнил алтарь Осборна (1884 – 1885 годы), который сейчас находится в приходской церкви Анмера. Сын Генри Дойга – Джеймс – пошёл по стопам отца, став резчиком по дереву и позолотчиком. В 1895 году он продал фирму арт-дилерам Томасу Уилсону и Бенджамину Уитли, которые продолжили торговлю как «Doig, Wilson & Wheatley». Новые партнёры так же занимались реставрацией картин, продажей печатной продукции и издательской деятельностью. Томас Уилсон был продавцом эстампов, резчиком по дереву, позолотчиком, изготовителем рам и реставратором. При нём фирма позиционировала себя как «самая большая в Эдинбурге галерея, где продавались картины маслом и акварели» [5]. Бенджамин Уитли фигурирует в переписи населения 1901 года как торговец произведениями искусства, родом из Эдинбурга. В 1892 году они изготовили раму для портрета шотландского поэта и писателя Роберта Льюиса Бэлфура Стивенсона, написанного Джироламо Нерли. Фирма просуществовала вплоть до 1957 года. «Doig, Wilson & Wheatley» не только изготовили раму и подрамник для картины из Большого собрания изящных искусств ASG, но и приклеили этикету с атрибуцией картины авторством Гаспара Дюге: «By Gaspar Poussin (Gaspar Dughet) 1615 – 1675». Помимо этого, имя и фамилия художника, написанные тем же подчерком, читаются на верхней кромке холста.
Таким образом, близость художественных средств и образного ряда работы из собрания ASG живописи Гаспара Дюге, а также косвенное доказательство – наличие этикетки с атрибуцией на подрамнике и кромке холста, свидетельствуют в пользу исполнения данного пейзажа итальянским мастером. Для полноты атрибутационного исследования не хватает данных реставрационных работ, которые скоро начнутся. Загрязнённый красочный слой произведения и жухлый лак не позволяют сделать выводы о цветовой гамме произведения, которая также является решающим фактором в установлении авторства полотна.
Алина БУЛГАКОВА
Источник: НП «Международный институт антиквариата»
«Итальянский француз» Гаспар Дюге, основатель римской школы пейзажа XVII века
21.10.2021
«Итальянский француз» Гаспар Дюге, основатель римской школы пейзажа XVII века